В «цивилизованных» супермаркетах нас обманывают не менее, чем на стихийных рынках.

15 марта отмечается Всемирный день защиты потребителя. К сожалению, в Украине защита прав потребителей лежит на самих потребителях. Госслужба по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей, которую пытаются создать уже больше года, до сих пор полноценно не заработала. Конечно, если вы приобрели некачественное масло или иной товар, то можете отдать его на экспертизу в лабораторию Госпотребстандарта в вашем регионе (за оценку придется заплатить). И только если экспертиза подтвердит, что товар некачественный, а у вас сохранился чек, то можете требовать возмещения за эту пачку масла. Сумма будет значительно меньше той, которую вы выложили за экспертизу… Контрольных закупок товаров в торговых точках уже давно не делают — нет на это денег. И, похоже, то, как торгуют, в каких условиях хранят товар, пока он попадает на полки магазинов, никто не проверяет! Поэтому если раньше рассадниками кишечной палочки были рынки, а супермаркеты казались более или менее цивилизованными торговыми площадками, то теперь покупателей так же обвешивают, обсчитывают и лепят несвежие продукты и там. Единственный способ уберечься — внимательно читать этикетки, не соблазняться на акции и подарки и перевешивать товар на контрольных весах.

Нескольких покупателей обвесила — и есть курица на ужин

«Никогда не обращала внимания на то, как взвешивают в супермаркетах. Думала, там не обманывают. Но однажды брала половину курицы-гриль. Продавец кулинарного отдела сначала положила ту курицу в фольгу и бросила на вес. Заметила, что было 630 г. Затем она положила в целлофановый пакет, и еще раз бросила на весы, чтобы уже выбить стикер с ценой. Там было уже более 700 г. Смотрю, а она легонько пальцем нажимает на весы! И то женщина в почтенном возрасте, как не стыдно. Говорю, уберите руку с весов и взвесьте мне нормально, — возмущается пенсионерка Валентина Николаевна. — Внучка говорит мне: там 50 г, там 70 г, и до конца смены она уже может вынести домой курицу, а то и две».

В каждом супермаркете есть отдел, где продают мясо, колбасы и сыры, расфасованные в белые пенопластовые тарелочки, закрыты полиэтиленом с весом, ценой и датой фасовки. Здесь также вес часто не совпадает с реальным, потому что вытащить из-под полиэтиленовой пленки один-два куска колбасы или сыра и завернуть обратно — не проблема.

«Я как-то брала порезанный королевский сыр на работу. Он с такими большими дырками. И вот внутри, между кусками королевского сыра, было три куска обычного, пожалуй российского, килограмм которого примерно на 20 грн. дешевле. А сотрудница рассказывала, что ей так между нарезкой салями вбросили несколько кусков другой колбасы, — говорит львовянка Галина Микус. — Обвес также заметила и по некоторым супермаркетам. С тех пор села на диету, купила электронные кухонные весы, чтобы весить продукты, которые ем. Поэтому когда прихожу с покупок, теперь имею привычку перевешивать все, что купила. В небольшом супермаркете у нашего дома в килограмме традиционно не хватает 30 г даже тех товаров, которые взвешиваешь сам. А вот когда покупаю на рынке, то погрешность может быть до 200 граммов, причем в обе стороны. Уже знаю тех продавцов, которые существенно недовешивают, и тех, которые щедро прилагают даже сверх нормы».

Не успели переклеить ценник…

За последние два года цены так часто меняются, что никто точно не скажет, сколько стоил тот или иной продукт еще на прошлой неделе. Однако в некоторых супермаркетах цены меняются, пока покупатель приходит в кассу.

«Традиционно покупаю мужу сухие завтраки. Ранее пакет стоил 4-6 гривен, потом — 16. И вот недавно взяла с полки пакет, где есть ценник 16 гривен, а на кассе пробили 26 гривен, — говорит Валентина Николаевна. — Смотрю в чек, говорю, стойте, завтрак же стоит 16 гривен. Начинают доказывать, нет, вы не тот взяли, там другая цена. Говорю, ничего подобного, я хорошо помню, откуда брала и какова цена там была, за 26 гривен мне этот завтрак не нужен. Так же бывает, когда на стенде товар по акционной цене, а на кассе пробивают без акции. Такие несоответствия в ценах на полках и тех, что в чеке, замечаю регулярно. Поэтому всегда проверяю чек у кассы. Бывает, берешь на 40-50 грн., а различие в цене 6-8 гривен. Объясняют, что, мол, цена изменилась, просто не успели переклеить ценник. Но, как правило, деньги возвращают».

Иногда в сетевых супермаркетах говорят, что цены вносятся в систему в офисе, поэтому если какая-то акция «не пробилась», кассир не виноват. Так же, как в том, что где-то не успели вовремя заменить ценник, мол, все мы люди. Однако знакомая, которая долгое время работала на кассе одного из супермаркетов, говорит, у них было как указание не пробивать акции, если клиент по виду «лоховатый» и не будет скандалить. Особенно, если берет много товаров — тогда человек, как правило, не помнит, что сколько стоило. Если же заметит, что цена в чеке отличается, надо улыбнуться, извиниться и пробить акционную цену. Мол, извините, что-то не сработало.

Однако не только на цену надо обращать внимание, но и на количество пробитых товаров.

Скажем, мне однажды вместо трех йогуртов посчитали четыре. Заметила это только дома. А еще не честные на руку кассиры часто «забывают» перевести на другую сторону от кассы мелкий товар — жвачки, пачку перца, стикер растворимого кофе. Эту мелочь кассир пробивает, но вместо бросить туда, где человек пакует товар в пакеты или тележку, засовывает ближе к монитору. А вы потом дома думаете, что забыли на кассе.

Приклеен подарок? Ищите дату производства

В общем, покупатель должен понимать, что акции и скидки — это способ продать товар, залежавшийся. И если в случае с одеждой вы действительно имеете шанс купить вещь значительно дешевле, чем она стоила, то с продуктами будьте осторожны. Акции устраивают на товары, срок годности которых или вот-вот закончится, или уже закончился. Причем в одном из магазинов 50-процентной скидкой продавали просроченные майонезы и кетчупы. Продавец честно признавалась, что «вот тот кетчуп дороже, потому что свежий, а тот дешевле, потому что срок вышел, но он еще хороший, сама домой брала». Но просроченный даже на один день товар вообще не имеют права продавать!

Очень часто в супермаркетах есть акции «два по цене одного». Мало того, что цена далеко не всегда как за один товар, так еще и продавцы приклеивают эти товары друг к другу таким образом, чтобы нельзя было посмотреть срок годности…

Из-за бойкота российских товаров супермаркеты часто устраивают акции на российское. И также часто приклеивают-приматывают российский товар к нерусскому таким образом, чтобы не разобрать штрих-код. Мне случалось купить польское растворимое какао, к которому приклеен «подарочный» русский «сникерс». Да еще и по явно «подарочной» цене.