ukrainskoe-vooruzhenieДиректор компании «Адрон» Николай Архипов рискует остаться без отпуска. Последний месяц он ежедневно встречается с представителями Министерства обороны Украины. Ведомство интересует разработанная «Адроном» система, которая защищает вертолеты от ракет с инфракрасными головками самонаведения. Компания, основанная руководителями одной из кафедр Киевского высшего военного авиационного инженерного училища, создала систему «Адрос» КТ-01 АВЭ в начале нулевых. В 2005 году украинская армия приняла ее на вооружение, но до сих пор не купила ни одного изделия. По данным директора Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентина Бадрака, в АТО задействованы около 50 вертолетов, которые нуждаются в таких системах.

После начала боевых действий на востоке страны правительство увеличило военный бюджет до рекордных для Украины 20,1 млрд гривен, выделив дополнительно 4,77 млрд гривен. Часть суммы достанется частным подрядчикам Минобороны.

В экстренной финансовой помощи армии около 1,4 млрд гривен пойдет на закупку топлива. За пять месяцев этого года украинская армия купила горючего на 699 млн гривен. Больше половины суммы приходится на две компании — «Авто Сити Сервис», принадлежащую волынскому бизнесмену Геннадию Частякову, и «Укртатнафту», подконтрольную губернатору Днепропетровской области Игорю Коломойскому. Еще одна большая статья расходов — 118 млн гривен — закупка бронежилетов. Военное ведомство намерено приобрести 28 300 штук. 81,5 млн гривен будет потрачено на обеспечение военных связью. 40% этих средств идет на закупку раций и систем связи. Их поставщиком стала столичная «Доля и Ко.» — официальный дистрибьютор радиостанций ICOM, Motorola и Vertex Standard. «Системы связи, тепловизоры и прицелы — это техника, которой у нас практически нет», — отмечает директор консалтинговой компании Defense Express Сергей Згурец. На остальные деньги восстановят линии засекреченной военной связи, чем займется государственный 2-й Ремонтный завод средств связи (Тернопольская обл.).

Госкомпании, входящие в госконцерн «Укроборонпром», получат заказы объемом 1,56 млрд гривен на ремонт бронетехники и другого вооружения и 612,5 млн на закупки новой военной техники.

На треть миллиона украинская армия закупит буторфанола тар-трат — сильный анальгетик для снятия болевого шока у раненых. Поставщиком препарата стала компания «Стиролбиофарм». Владеет ею миллионер Николай Янковский.

Оборонные заказы сегодня оплачивает не только государство. «Законченных сделок стало в разы больше. Свои фонды создают частные предприниматели, которые закупают аккумуляторные батареи и передают их военным частям», — описывает происходящее начальник департамента АКБ компании «Укравтозапчасть» Юрий Билобловский.

Украинский ударный вертолет МСБ2-МО

Украинский ударный вертолет МСБ2-МО

По мнению Бадрака, нынешний военный конфликт может стать отправной точкой для модернизации армии. В правительстве планируют перезапустить программу по созданию украинского ударного вертолета МСБ2-МО. Производить его должна компания «Мотор Січ» Вячеслава Богуслаева.

К переоснащению украинской армии подключаются такие крупные частные компании, как «Укрспецтехника», «Аэротехника» и «АвтоКрАЗ». «Укрспецтехника» уже передала в пользование военным несколько радиолокационных станций (РЛС) «Малахит», а «Аэротехника» — четыре РЛС П-18МА и П-19МА Кременчугский автозавод уже поставляет армии грузовики и спецтехнику.

Шанс получить военные заказы есть у львовского завода «Мате», который производит тренажеры для летчиков боевой авиации. В 2011 году МОУ приняло на вооружение тренажер для пилотов самолета Л-39. Сейчас в «Матсе» разработали новый тренажер для боевого вертолета Ми-24. По словам Игоря Крола, президента компании «Маркет-Матс», продающей львовские авиатренажеры, ранее Минобороны заявляло о потребности в четырех единицах такой техники, но так их и не закупило.

Украинский беспилотник

Украинский беспилотник

Вернуть себе небо в украинской армии хотят также с помощью беспилотников. В мае эксперты госконцерна «Укроборонпром» провели испытание прототипов украинских беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Один из проектов разработала компания UAVia. Координатор группы «Информационное сопротивление» Дмитрий Тымчук рассказывает, что сейчас испытания первых отечественных прототипов БПЛА идут уже в зоне АТО.

Это вторая попытка украинской армии обзавестись своими дронами. В 2008 году за $1,5 млн она купила израильский беспилотник. Украинские операторы прошли обучение у специалистов ЦАХАЛа. Но, по словам Згурца, проекту не суждено было стать украинским. «После того как специалистов предупредили, что в случае аварии беспилотника они будут сами компенсировать его стоимость, люди просто уволились», — вспоминает эксперт.

Отношение к армии и ее нуждам сегодня меняется и в обществе, и в государстве, и можно предположить, что таких эксцессов станет меньше. А военные деньги смогут оживить целые отрасли украинской промышленности.