Андерс Аслунд, считающийся авторитетом, и работавшим как в окружении РФ, так и при Кучме, рад, что Украина выбрала для себя евроинтеграцию. Ведь иной вариант — Таможенный союз — по мнению эксперта, является неимпериалистическим проектом Владимира Путина.
Но просто выбрать дорогу в Европу мало. Нужно действовать, меняя страну. К этому и призывает Аслунд, с которым пообщались во время ежегодной встречи YES.
Несколько месяцев назад вы говорили, что ситуация в экономике Украины не настолько плоха. Сейчас считаете также?
Ситуация усугубилась военными действиями, которые привели к снижению производства угля в июле наполовину. Упадок гривны на больше, чем предполагалось: с начала года — на 40%. Дефицит госбюджета на данный момент около 10% от ВВП. Вырос и госдолг. Вышеперечисленное не дает нам брать взаймы за рубежом, что очень плохо на данном этапе. Украине нужно проводить реформы в налоговой сфере.
Каха Бендукидзе, автор грузинских реформ, утверждал, что худшей экономической ситуации, чем в Украине, не видел нигде. А вы видели?
Видел намного худшую ситуацию в 1994 году, когда мы начали здесь работать.
Премьер Арсений Яценюк неоднократно говорил о том, что в нынешней ситуации правительству сложно провести реформы. Как считаете, что все-таки можно сделать?
Первое — снизить до минимума государственные расходы, так как денег практически нет. Это тоже реформа.
Второе — во время войны можно проводить реформы, но, конечно, легче, когда войны нет.
И третье — сложно что-либо делать до парламентских выборов. Я думаю, что время для больших реформ наступит после парламентских выборов. В данный момент нужно привести в порядок цены на энергетические продукты, т.е. вывести их на рыночный уровень. Это относится газа и на электроэнергии.
Необходимо предоставить социальные компенсации для обычных людей. Социальные реформы также нужно проводить, но нельзя сделать это сразу. Важно снизить пенсионную статью расходов, ведь в Украине они самые большие в мире — 18% ВВП. Обычно в Европе они вдвое ниже. Украина не может позволить себе такой роскоши, как VIP-пенсии.
Вы говорите о демонополизации рынка энергетики. В Украине им фактически управляют два миллиардеpa — Ринат Ахметов и Дмитрий Фирташ. С ними нужно договариваться или стоит уменьшить их влияние?
Ваше государство достаточно сильное, чтобы разобраться с ними. Как я понимаю, это и есть главная цель парламентских выборов. Почему государство должно отдавать несколько процентов ВВП ряду олигархов, находясь в состоянии кризиса?
Какие правильные шаги уже сделало правительство и что еще оно может сделать для стабилизации ситуации в стране?
Уже многое сделано. Принят законопроект о госзакупках, например. Начата большая реформа образования. Немножко сократили государственные расходы.
Когда Украина сможет выйти из кризиса?
Все будет зависеть от ваших действий. Надо сократить государственные расходы, как я уже сказал. Литва развивается быстрее всех стран. Там государственные расходы — 34% ВВП в Украине сейчас 46%. Это был бы нормальный для Украины уровень.
Я не понимаю, почему нет прогрессивного подоходного налога в Украине. В Литве это 15%, например. Это было бы нормально для Украины. Также НДС на уровне 20% — это нормально.
Кроме того, можно сократить количество налогов. Необходимо убрать такое огромное множество проверяющих органов, они не дают развиваться бизнесу. Нужно сократить все эти инспекции, которые ходят по предприятиям.
В Украине все сложно. А в России? Работают ли санкции ЕС и США?
В этом году в России не будет экономического роста. В начале года ожидали, что он будет на уровне 3%. Нужно было ввести серьезные санкции раньше, чтобы был более ощутимый эффект. Конечно, Запад должен поставить оружие в Украину, и непонятно, почему он этого не делает.
Что касается антисанкций Путина: они ударили по странам ЕС или больше по России?
Я думаю, что это намного больший удар по РФ. Россия сильней зависит от Европы. Путин играет в большую державу, хотя на самом деле Россия — это средняя держава. Вопрос в том, когда россияне это поймут.
В одном из своих интервью вы говорили, что половина кредитов России — международные. Если сейчас ей не дадут денег, откуда российское правительство может привлечь средства?
Китай может дать России немного денег, но только немного. Центральный банк России сообщил, что в этом году будет отток капиталов из России на $100 млрд, я думаю, что будет больше. Это значит, что будет меньше инвестиций и меньше экономического роста. Сейчас российские государственные предприятия не могут получить финансирование.
Вернемся к Украине: местные производители получили возможность без пошлин выходить на европейские рынки. Что бы вы им посоветовали?
Нужно иметь хорошую, качественную продукцию. Развивать коммерческую составляющую и быстро переориентироваться на европейские стандарты.
Как быстро отечественные производители смогут переориентироваться на европейские стандарты?
Быстро. Мы видели, как Молдова и Грузия переживали спад экспорта в Россию в 2008 году, и мы видели, как быстро они переориентировались на европейские рынки. Продукты очень легко переформатировать на европейские рынки: сельское хозяйство — популярное в Европе направление. А вот что касается стали — вам нужно модернизировать заводы: тяжелая промышленность в Украине закрыта для иностранных инвесторов, это нужно изменить.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.