Возмещение НДС в Украине снова «поломалось». В июне было возмещено 0,1 млрд. грн — всего 1% от среднемесячной суммы с начала года. Причина не в отсутствии денег, ведь на счетах правительства находятся рекордные 109 млрд. грн.

Связанным процессом может быть инициированная Кабмином проверка возмещения более 7 млрд. грн. НДС аграриям.

По моему мнению, одной из причин текущей ситуации есть традиция принятия значительных изменений в Налоговый кодекс «под елочку» без достаточного публичного обсуждения.

Хочется вспомнить 2014 год, когда из-за юридической ошибки при внедрении 7% НДС на лекарства был остановлен их импорт. Эту ошибку правительство исправил через несколько недель. Но за это время цены на лекарства взлетели по всей стране. Не желая признавать свою ошибку, правительство, в лучших традициях социалистических стран, поручил карающим органам «разобраться» с импортерами лекарств. Причиной той ситуации также была спешка с принятием изменений. И так у нас будет время, пока изменения в Налоговый кодекс будут писаться кулуарно и приниматься в последний момент.

Позорную практику внесения изменений в Налоговый кодекс Украины «под елку» необходимо, наконец, остановить! Налогоплательщики имеют право заранее знать, по каким правилам страна будет жить в следующем году.

Призываю всех предпринимателей и неравнодушных граждан поддержать петицию, инициированную Украинским обществом экономических свобод, требует от Президента Украины ветировать все изменения в Налоговый кодекс, которые вступают в действие раньше, чем через 6 месяцев после их принятия.

Аграрный НДС

В правительстве считают, что аграрии не должны были возмещать НДС за зерно, купленное или выращенное в 2015 году. Так, в 2015 году в полной мере действовали льготы по уплате НДС аграриями и действовал запрет на возмещение НДС.

Таким образом, правительство недовольно тем, что часть возмещенного НДС не была уплачена в государственный бюджет.

Но об этом надо было думать тогда, когда писались изменения в Налоговый кодекс. В них просто указано, что с 1 января 2016 при экспорте НДС начинает возмещаться. Если правительство не хотело, чтобы по операциям 2015 не было возмещения, то это следовало указать в изменениях в Налоговый кодекс.

Хотя такой шаг вряд ли был бы справедлив. Ведь когда в 2014 году снова отменялось возмещения НДС, то правительство почему-то не хотело отдельно отметить, что за зерно, купленное в 2013 году, все еще можно возместить в 2014. Тогда внезапная отмена возмещения НДС привело к серьезным потерям для трейдеров, которые закладывали в покупку зерна у аграриев будущее возмещения.

Действительно, в концу 2015 года ряд аграриев решили придержать зерно на складах в ожидании восстановления будущего возмещения. За это платили дополнительные средства по хранению зерна. Трейдеры закладывали восстановления будущего возмещения в закупочную цену. Собственно, это уже третье восстановление возмещения НДС по-прежнему никто налоговый кредит предыдущих периодов не трогал, поэтому аграрии знали, чего ожидать. И здесь прошло полгода и наши чиновники вдруг вскочили, демонизируя трейдеров и аграриев.

Интересно, что даже раньше, отменяя возмещения, правительство почему-то забывало о сое. Даже сейчас, убрав 85% льгот для аграриев обрабатывающих землю, правительство опять забыл об этой культуре, оставив для нее льготы на уровне 50%.

PDF-реестр

Революционной должна была стать норма о публичном реестре возмещения НДС в порядке очередности. Идея заключалась в том, что этот реестр может мониторить общественность и выявлять необоснованные передвижения по списку.

Однако онлайн реестр свелся к публикации двух pdf-файлов на сайте ДФС. В нарушение Налогового кодекса их даже не обновляют каждый день. А для эффективного публичного контроля необходимо, чтобы эти данные публиковались в режиме онлайн и обновлялись мгновенно.

Также должны быть два реестра — один с меньшим объемом проверок для экспортеров, второй — для всех остальных. В результате есть два абсолютно одинаковых по сути процедуры реестра, которые только добавляют конфуза.

Почему виновата спешка

Давайте себе представим, что изменения в Налоговый кодекс были приняты не в последние дни декабря 2015 года, а в начале июля, как это, собственно, предусмотрено законом.

Во-первых, общественность и депутаты требовали бы от ДФС отработать и показать будущую систему прозрачных реестров на возмещение. Также можно было бы более четко расписать именно технические нюансы существования такого реестра, включая формат и частоту публикаций.

Во-вторых, правительство бы успело заметить, что аграрии уменьшили объемы операций по экспорту, ожидая будущего возмещения. Тогда, по крайней мере, можно было бы начать диалог и найти взаимопонимание или компромисс.

В-третьих, не было бы технических ошибок, таких как забывание о сое в перечне культур.

Возможно, в процессе публичного обсуждения можно было бы также предусмотреть дополнительные механизмы гарантии возмещения, которые не позволяли «по собственному велению» Минфина или ДФС останавливать возмещения налогоплательщикам по всей стране.

Написание изменений в Налоговый кодекс «под елочку» — это любимый способ чиновников продавить нормы, которые вредят экономике. В результате, предлагают формулировки, о которых сами потом жалеют. А через полгода начинают присылать к предпринимателям «маски шоу» как это было когда-то с импортерами лекарств, а теперь может быть с аграриями.

И даже самые благие намерения, такие как публичный реестр, не срабатывают из-за спешки с введением.

Марьян Заблоцкий