Новости Запорожья и в Украине

Киев неприлично богат по сравнению с другими местными бюджетами - Ганущак

2 Октябрь 2016

Комментарии

0
 Октябрь 2, 2016
 0
Категория Политика

Сейчас лучший местный бюджет в 3 раза больше по сравнению с худшим, — Юрий Ганущак, эксперт по вопросам децентрализации

Накануне премьер-министр Украины Владимир Гройсман заявил, что на депозитных счетах местных общин находятся около 10 млрд. гривен и этих денег вполне хватит для того, чтобы решить их самые насущные проблемы.

Юрий Ганущак, директор Института развития территорий и эксперт по вопросам децентрализации, рассказывает о состоянии реформы децентрализации сегодня и проблемы, возникающие в ее реализации.

Евгения Гончарук: Процесс децентрализации запущен уже 2 года назад. Как он проходит ли успеваем по плану?

Юрий Ганущак: Он проходит так, как и должен проходить: с ошибками и успехами, но мы выстрадаем этот процесс. Была мысль сделать все быстро насильственно способом, но опыт других стран показывает, что в таких случаях потом идет обратный процесс. Оно все равно должно перебродить, как вино. Если в прошлом году были дискуссии о том, нужно ли это делать вообще, то в этом — с кем объединяться, а в следующем будет — кто же меня возьмет. Поэтому я уверен в том, что этот процесс успешно завершится и достаточно быстро.

Евгения Гончарук: Давайте поговорим о сумме денег, которую озвучил премьер.

Юрий Ганущак: Такая сумма была по результатам отчета первого полугодия, но реальные расходы идут во второй половине года, особенно расходы, которые делаются в конце года, такие как ремонт дорог. Это третий-четвертый кварталы. Конечно, деньги приходят неравномерно. То, что положили на депозит — это логичное решение органов местного самоуправления, но это еще не говорит об очень плохое функционирование бюджетной системы.

Теория публичных финансов говорит, что государство, орган публичной власти не может быть конкурентом там, где есть свободный рынок, в частности в части обращения денег, то есть не может быть банком. А у нас получается, что государство — это монополист, а наличие денег на депозитах означает, что из реального сектора изымается больше, чем это нужно для публичных нужд.

В цивилизованных странах, где работает система казначейства, запрещено иметь депозиты. Все деньги должны находиться в обращении на казначейских счетах, потому что это кровь экономики и вообще публичных финансов. Потому что казначейство в любой момент знает, куда подать деньги в соответствии с бюджетной росписью, и нехватка этих денег, фактически, удорожает их, потому что надо выходить на рынок и занимать деньги для кассовых разрывов.

Также это означает, что у нас все-таки нет среднесрочного и долгосрочного планирования, потому что, если бы оно реально было, бюджетный план расписывался бы таким образом, чтобы на счетах в текущем плане оставалось бы мало денег. Когда работаешь с контрагентом, ему иногда даже не важно, какая сумма ему важно вовремя ее заплатить. Когда этого нет на тендерах — поднимаются цены. Минфин ведет себя, как собака на сене. Он не допускает ангажирование на несколько лет вперед. Это является необходимым элементом планирования средств. Когда этого нет, то, очевидно, что поднимаются цены на тендерах за риск несвоевременной оплаты или ее отсутствия.

У нас очень либеральная формула выравнивания между местными бюджетами, то есть, если до 2014 года была уравниловка, то сейчас лучший местный бюджет в три раза больше по сравнению с худшим. В то время как в Европе такая разница не более, чем в 1,5 раза, потому что маленькие территориальные общины кормят крупные города. У нас этих постулатов не соблюдаются. Киев неприлично богат по сравнению с другими городами.

Евгений Павлюковський. Как так понимаю, что речь идет о том, что сами местные общины еще не свыклись с мыслью, что у них действительно есть эти средства, и они могут распоряжаться ими по своему усмотрению. А с другой стороны вы сказали, что у нас недостаточно работает система среднесрочного планирования. Вы имеете в виду местные общины или государственный уровень?

Юрий Ганущак: Я имею в виду все публичные финансы. Согласно закону, до 1 мая территориальные общины должны были подать свои заявки на 2017 год, а у нас еще не закрыты программы 2016-го. Это потому что Минфин в январе должна давать квоты на определенные суммы, которые направляются в регионы. И уже потом на сумму этих квот они должны подавать проекты. Конечно, сейчас они не знают, на какую сумму их подавать.

Евгений Павлюковський. Почему такая низкая активность среди местных общин?

Юрий Ганущак: горе от излишков. Фискальная децентрализация дала большие деньги, нет людей, которые смогут сделать нормальные проекты, которые могут приносить прибыль. Классический пример успешного проекта был в начале 2000-го года — это Буковель. Областной совет построила дорогу к Палянице, а дальше инвестор вложил свои деньги и сейчас вся территория в 30 километрах от Буковеле процветает. Потому что они создали инфраструктуру дороги. Примерно такого плана проекта нужно научиться делать. Дороги — это самый проект, но, в то же время, именно с них и надо начинать.

Евгений Павлюковський: А дороги именно в ведении местных общин?

Юрий Ганущак: К сожалению, нет. Местными у нас считаются только уличные дороги, все остальные — государственные. Для того чтобы разделить их на государственные и местные, нужно сделать реформу административно-территориального устройства, которая сейчас идет. Это нужно для того, чтобы каждая община имела примерно одинаковую протяженность местных дорог и были подведены ресурсы. А на самом деле получилось так, что ресурс подвели, акциз на горюче-смазочные материалы, и теперь сельский совет, которому повезло находиться у важной транспортной развязки, процветает и не знает, куда девать эти деньги. А другие имеют разбитые дороги. Это очередной пример нарушения теории публичного права.

Евгений Павлюковський: Каким образом эта ситуация должна выровняться?

Юрий Ганущак: Да. Акциз на горюче-смазочные материалы, по крайней мере половину, нужно передать в областной бюджет, в специальный фонд для строительства дорог, кроме объединенных территориальных общин, где есть такие дороги.

Евгений Павлюковський: Много ли в Украине таких успешных проектов, как Буковель?

Юрий Ганущак Одним из таких примером является Старая Синева, которая объединилась полностью всем районом. Они превратили план территории района в план территории общины, и на его основании к ним пришли два крупных инвесторов. Для таких инвесторов, в первую очередь, важно, является планировочная документация, то есть описана земля. Один инвестор уже строит завод по переработке сои, а второй ждет пока глава райгосадминистрации займет свой иск из суда, потому что предыдущие владельцы не заплатили небольшую задолженность по земле. И хотя американцы готовы заплатить долг, мэра давит жаба, и он не дает войти крупном инвестору, а это 100 млн. долларов.

Такие проблемы возникают из-за того, что у нас не завершена реформа территориального устройства. Там, где создаются большие объединены общины с территорией большей, чем 200 кв. км., действительно привлекательные условия для инвесторов. И очень часто именно инвесторы работают с государственными органами власти для подготовки нормальных проектов. Государство в таком случае готова помогать, потому что заинтересована в инвесторах, особенно в селах.

Евгений Павлюковський: Скажите, как человек, который мониторит этот процесс, можно понимают местные общины, что и как делать?

Юрий Ганущак: Нормальный результат мы сможем увидеть через несколько лет. Но то, что в далеких селах начали строиться водопроводы и проводится электричество, где годами их не было, — это уже факт, который свидетельствует хотя бы о каком-то успехе. Долгосрочные проекты дают результаты в долгосрочном плане.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

(Spamcheck Enabled)