Новости Запорожья и в Украине

Интермариум или Междуморье - грядет новый союз?

14 Август 2016

Комментарии

0
 Август 14, 2016
 0

Сразу после своего избрания новый президент Польши, представляющий крайне правую силу «Право и справедливость», заявил, что он рассматривает возможность создания партнерского блока между государствами Центральной и Восточной Европы. Это снова привлекло внимание к идеям образования такого геополитического союза, как Интермариум или Междуморье — союз государств между Черным и Балтийским морями.

В Украине представители крайне правых взглядов также довольно часто произносят схожие идеи. Такое политическое видение укладывается в правый евроскептицизм: с одной стороны, проект Интермариум имеет перспективы экономически ослабить влияние таких игроков, как ЕС и Россия, и поднять экономику стран, а с другой — укрепить консервативные ориентации восточноевропейских стран. Но идея приобретает популярность также среди либералов с реалистичным мышлением — как эрзац членства в ЕС и НАТО, в которых в обозримом будущем Украина не сможет присоединиться.

Статья Андрея Бондаренко предлагает трезвый анализ перспектив Интермариуму и потенциального места в нем Украины. Из статьи становится очевидным, что нам предлагают союз не самых развитых стран Европы, правительства которых относятся к самой правой в регионе (в частности, Польши и Турции), в котором Украина будет занимать экономически, политически и культурно периферийную позицию. Идеологически Интермариум будет тяготеть к национализму и консерватизма. В международной политике его суть сведется к агрессивного сдерживания России, на которое не способны правительства «старой Европы». В общем итоге Украина в междуморье получит почти все недостатки ЕС и НАТО, но фактически без их преимуществ.

Редакция «Общего» не разделяет заигрывания автора с консервативным евроскептицизмом, его оценки войны в Донбассе и, самое важное, «геополитических», а не классовых основ анализа Междуморья. Настоящая альтернатива глобальному капитализму и его уродливой украинской инкарнации заключается не в переконфигурации межгосударственных союзов, а в интернациональной классовой солидарности с пусть еще небольшими низовыми прогрессивными движениями Польши, Турции, Беларуси, России и всех стран мира.

Глобализация сегодня охватила все сферы общественной жизни, в том числе она сказывается и на международных отношениях. Характерным признаком глобализационных процессов стала международная интеграция на разных уровнях. Современные государства понимают необходимость сотрудничества как одного из влиятельных факторов экономического развития и безопасности. Однако парадокс современности заключается в том, что государства, объединяясь в региональные блоки, четко демонстрируют тенденции к локализации. Сочетая свои силы, мировые лидеры одновременно усиливают эксплуатацию бедных стран, ведь последние не всегда способны использовать преимущества глобализации с выгодой для себя. Внутри современных масштабных международных объединений, где обычно декларируется создание благоприятных и равных условий для развития всех стран-членов, стабильно сохраняется фактическое неравенство. Одним из вариантов преодоления такого дисбаланса являются интеграционные процессы, происходящие между странами примерно одного уровня развития.

С приходом к власти в Польше когорты евроскептиков-консерваторов идеи по альтернативным интеграционных образований снова стали раздаваться не только в научном, но и в политическом дискурсе. Один из этих проектов — Интермариум или Междуморья — фактически невозможен без участия в нем Украины. Но какие перспективы дает Междуморье нашей стране, и вообще, имеет ли такая идея право на жизнь?

Что такое Междуморье?

Сейчас уже есть много разных концепций Междуморье, отличающихся как интенсивностью и степенью интеграции (от союза государств в конфедерацию или даже федерации), так и количеством членов (некоторые концепции рассматривают сближение только Украины и Польши, другие же охватывают значительно более широкий круг государств — «пояс», простирающейся от Адриатики до стран Балтии). Даже из самого названия понятно — под идеей Междуморья понимают создание блока государств, протянувшийся бы от Черного до Балтийского моря, а в пределах некоторых концепций предлагается развернуть союз до берегов Адриатического моря.

Тесно с идеями Интермариуму связывают Украину, Польшу, Беларусь, Литву, иногда в этот перечень добавляют Латвию, Эстонию, Словакию и еще ряд стран, однако реалистичной выглядит модель украинского-литовско-польского союза с возможностью дальнейшего расширения.

Суть проекта заключается в усилении взаимодействия между этими государствами, интенсификации экономического и хозяйственного сотрудничества, обеспечении взаимной поддержки стран-членов на международной арене, предоставлении взаимных гарантий безопасности. Создание союза в сверхважном с точки зрения геополитики регионе должно обеспечить формирование пояса между Западной Европой и Россией. Очевидно, что новообразованный Интермариум претендовал бы на роль самостоятельного игрока в регионе, дистанцированного и от России, и в определенной степени от ЕС. Такая тенденция — яркое проявление регионализма, что бы мог стать для стран Междуморья определенной альтернативой глобализации. Неолиберальная модель глобализации, насаждаемая странами Запада, очевидно, не является универсальной и общепринятой, она оказалась в чем «чужой» и для ряда европейских стран, в частности консервативных Украины и Польши. Стать ответом на насаждение неолиберальной модели глобализации должно было оригинальное идеологическую окраску Интермариуму, не копировало бы западноевропейский либерализм, а скорее характеризовалось бы как национал-консерватизм.

Нестабильность на мировой арене, с которой пока не может справиться ни один международный актер, побуждает к поиску альтернативных путей защиты на всех уровнях — экономическом, военном, информационном и тому подобное. В условиях, когда мировая система безопасности не смогла предотвратить военный конфликт в Европе, очевидной стала необходимость создания локальных безопасности блоков. И Украина, и Польша, и Литва открыто рассматривают Российскую Федерацию как противника и захватчика, как государство, постоянно угрожает территориальной целостности и суверенитета соседних стран. Свежа память о советском прошлом, вероломная аннексия Крыма и агрессия на Донбассе, недемократическим режим и слабая экономика самой России — все это лишь убеждает страны Восточной Европы и Балтии в необходимости держать как можно большую дистанцию в отношениях с опасным соседом. Поэтому осознание общей опасности, а значит и побуждение к созданию совместных механизмов защиты, могли бы, среди прочих факторов, стать основами для создания союза.

Недовольство населения, вызывает усиление евроскептических позиций в Польше, обусловлено избыточным давлением и вмешательством во внутренние дела со стороны наиболее влиятельных институтов и стран-членов ЕС, в частности Германии. Навязывание интересов (как это было, например, с нормами о принятии беженцев из Ближнего Востока и Африки или открытой критикой действий польских властей) не является чем-то новым в Европейском союзе, а потому Украинцы должны учитывать возможные негативные последствия присоединения к этой структуре. Таковы реалии, с одной стороны, заставляют задуматься о формировании новых объединений. С другой стороны, следует отметить, что за последние десять лет именно Польша получила больше средств от ЕС через программы различных фондов, поэтому вряд ли желание выйти из-под контроля Европейского союза вступит в практической реализации, ведь это будет означать потерю значительного объема финансирования. Такая зависимость ярко иллюстрирует контроль ЕС над своими членами и фактически ограничивает суверенитет национальных государств.

Всегда проект Междуморья был таким антиглобалистических? Чтобы лучше понимать его суть и перспективы, надо ознакомиться с историей его появления и развития, ведь определенные основополагающие идеи не потеряли актуальности до сих пор.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

(Spamcheck Enabled)