Новости Запорожья и в Украине

Атака на e-декларирования. У Порошенко прячут имущество от лишних глаз

1 Октябрь 2016

Комментарии

0
 Октябрь 1, 2016
 0
е-декларування

Эпопея со злосчастным электронным декларированием чиновников продолжается — в парламенте зарегистрированы радикальные изменения в закон «О противодействии коррупции». Глава фракции Блока Порошенко Игорь Гринев предлагает расширить перечень информации из деклараций с ограниченным доступом, которая не подлежит обнародованию. В действующем законе такой закрытой информации является «указанные в декларации сведения о регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика или серии и номера паспорта, места жительства, даты рождения физических лиц, в отношении которых указывается информация в декларации, местонахождение объектов, которые приводятся в декларации ( кроме области, района, населенного пункта, где находится объект) ». Законопроектом №5192 предлагается расширить перечень сведений не для лишних глаз данными по виду, характеристики и стоимости имущества, даты его вступления, сведения о стоимости и размер подарков. Депутаты могут засекретить информацию об имеющихся денежные активы чиновников, в том числе наличные средства, средства, одолженные третьим лицам, активы в драгоценных (банковских) металлах, финансовые обязательства, расходы и все сделки, совершенные в задекларированном периоде. Также законопроектом предусмотрена отмена уголовной ответственности за неточности в декларациях.

Мотивация таких изменений простая и часто высказывалась на этапе обсуждения законопроекта — защитить имущество госслужащих от «совершение преступлений против собственности, жизни и здоровья человека». Ибо наличие информации об имуществе и деньги конкретных людей в открытом доступе — это вроде прекрасный подарок для грабителей или шантажистов.

Законопроект Гринева появился, когда еще не утих шум вокруг инициатив еврооптимиста Мустафа Найем, который также собирался изменить закон «О противодействии коррупции». 23 сентября он зарегистрировал в ВР законопроект №5178, которым предлагалось обязать чиновников декларировать доходы своих сожителей. В частности, речь шла о том, что декларант указывать в своей декларации информацию о финансовом состоянии и имущество людей, с которыми живет вместе в течение 183 дней в году. Норму, которая, на первый взгляд, имела усилить контроль за чиновниками, достаточно критически оценили некоторые представители общественности и коллеги нардепа по парламенту. Глава парламентского антикоррупционного комитета Егор Соболев назвал этот проект «откровенным мошенничеством». Ведь благодаря такому формулировке любой, по словам депутата, записав имущество на любовницу, мог бы легко сказать: «А я в прошлом году прожил со своей девушкой 182 дня … И попробуйте доказать обратное». В результате скандала Найем пообещал отозвать свой проект.

Пока процесс подачи электронных деклараций чиновниками идет вяло, к тому же сопровождается многочисленными скандалами вокруг недоработок системы. Так, например, в НАЗК уже вынуждены были комментировать «глюки», когда родственники некоторых чиновников значились в реестре как граждане тихоокеанского острова Вануату. На данный момент из необходимых 35 000 деклараций подано лишь менее двух тысяч, хотя уже прошла половина необходимого срока. Причем в основном отчитываются НЕ чиновники, а госслужащие среднего звена. И среди поданных деклараций не все являются уникальными, поэтому реальных финансовых отчетов немногим более тысячи. Не говоря уже о том, что в это время судьи массово увольняются, чтобы только не декларировать свои доходы.

Напомним, что норма об электронном декларировании проходила через парламентский зал с большими боями — так, на определенном этапе оказалось, что в законе о госбюджете-2016 оказалась правка о переносе внедрения е-деклараций на 2017 год. Ее вовремя заметили, поднялась волна возмущения и в результате она не вошла в окончательный вариант закона. Автор скандальной поправки, депутат Андрей Деркач, эмоционально уверял, что е-декларирования ограничивает его конституционные права. Гринев в пояснительной записке к своему законопроекту также упоминает о нарушении Конституции: «Указанное может привести к нарушению конституционного предписания, закрепленного статьей 41 Конституции Украины, согласно которой каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью». К тому же автор законопроекта акцентирует внимание, что его предложения не лишают чиновников обязанности представлять сведения о имуществе и финансовом состоянии, просто доступ к ним будет узкий круг лиц из антикоррупционных органов.

Учитывая, что Гринев — недавно глава президентской фракции, зарегистрированный им проект вряд ли можно считать законодательным «спамом», которым засыпан секретариат Рады. То, что 5192 вызовет огромные дискуссии в парламенте и очередной приступ «измены» среди гражданского общества — очевидно. Есть небезосновательные опасения, что при рассмотрении этого законопроекта в нем окажутся очередные неожиданные поправки, которые кардинально изменят суть антикоррупционного законодательства. Непонятно и то, как к подобной самодеятельности отнесутся наши европейские партнеры, осенью планируют принимать решение о безвизовом режиме.

Оговорок много, но следует признать, что кампания по дискредитации системы электронного декларирования, создала благоприятный фон для ее «совершенствования». Насколько далеко могут зайти депутаты в «сокрытии» состояния от широкой общественности, покажут следующие пленарные недели.

Леонид Емец («Народный фронт»)

Считаю, что надо дать закону поработать, сдать декларации, а потом уже будем выходить из ситуации. Возможно, стоило бы ввести какие-то технические правки, но, по-моему, эти недостатки не стоят риска, когда под видом технических правок попытаются завести изменения сущностные. Стоит потерпеть неудобства ради того, чтобы все-таки суть закона реализовалась. А суть закона об электронных декларации заключалась как раз в том, чтобы открыть состояние чиновников для общества и такой прозрачностью вернуть доверие к госаппарата. Действительно, возникает опасность преступного преследования лиц, которые откроют информацию, но каждый для себя должен принимать решения, готов ли он работать на государственной должности. К сожалению, идеальных решений, которые были бы всем удобны, не бывает.

Алена Шкрум ( «Родина»)

Мы изучали опыт разных стран. В отношении депутатов — здесь вопросов (по публичности информации. — «Главком») нет, но дальше идут госслужащие. Первая волна — это депутаты, министры, вторая волна — государственные служащие разных категорий, а дальше — все остальные, и там будет 200, а может, даже 300 000 должностных лиц. И вот о них надо закрывать информацию, по крайней мере о наличности, которая у них дома. Это не позиция «Батькивщины», это моя личная позиция. Потому что когда глава села укажет, что тысячу или 10000 долларов, на следующий день к нему же придут … Здесь есть проблема. Но для министра или депутата эта проблема так остро не стоит — все-таки мы более защищены, некоторые ездит с охраной, можем попросить о государственной охране.

Нам, конечно, на это отвечают: ну, слушайте, в селе и так все знают, у кого есть деньги. Но пока мы не провели реформу правоохранительных органов, пока суды у нас не работают, так делать не стоит. Например, в Одесской области 80% полиции освободилось со склада, а новые не пришли. Так о каких открытые реестры наличности можно говорить?

Уголовная ответственность за ошибки в декларациях должно быть на 100%. Тогда просто нет смысла в этой реформе. Если заполнять декларацию, но не нести за нее ответственность, тогда эту декларацию просто можно выбросить в помойку. На фракции мы все это еще не обсуждали, но позиция «Родины», в принципе, было единодушным: надо запустить систему и посмотреть, чтобы она нормально заработала. Сейчас она работает плохо, с перебоями, с ошибками. Я пыталась в начале сентября задекларировать — не смогла. И даже если бы я это сделала, меня нельзя было бы привлечь к какой-либо ответственности, так как система не сертифицирована. Насколько я знаю, некоторые депутаты этим воспользовались.

Олег Березюк ( «Самопомощь»)

Любые законопроекты, предложенные сегодня для того, чтобы «усовершенствовать» электронный декларацию, очень опасны. Не потому, что в них написано, а тем, что могут быть внесены в последнюю минуту в зале. Это может нивелировать эту реформу. Наша позиция на сегодня такова: не принимать никаких законопроектов по внесению изменений, а хотя бы начать работать с этой электронной декларацию в том виде, который она имеет.

Но в том, чтобы адреса были закрытыми, но наличие недвижимости или движимого имущества была представлена, я абсолютно не вижу проблемы. Если правоохранительные органы будут заинтересованы, они законно смогут получить необходимую информацию об адресе. Не в этом проблема. А проблема в том, что люди, которые работали только на государственной службе, имеют имущества на миллиарды гривен, хотят обесценить электронную декларацию и не понести ответственности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

(Spamcheck Enabled)