Новости Запорожья и в Украине

Состояние турбизнеса в Украине

30 Сентябрь 2014

Комментарии

0
 Сентябрь 30, 2014
 0
Категория Отдых

Летом количество украинцев, которые провели отпуск за рубежом, сократилось на 40-60%. При этом путешественники старались отдыхать экономно. Туристическая зима обещает быть не лучше.

Более 23 млн украинских граждан в 2013 году выезжали за границу — таковы данные Госслужбы статистики. Среди зарубежных направлений пляжного отдыха соотечественники чаще всего выбирали Турцию, где, согласно статистике принимающей стороны, побывали более 756 тыс. украинских туристов, а также Египет, Грецию, Испанию и Болгарию. Более 4,5 млн соотечественников в прошлом году отдохнули в Крыму, составив 70% всех гостей полуострова.

В этом году из-за экономического и политического кризиса и аннексии Крыма предпочтения украинских туристов изменились. Многие из них отправились отдыхать в южные или западные области Украины, а количество ценителей зарубежных пляжей снизилось.

Ещё в июне-июле специалисты турбизнеса отмечали некоторую активность на рынке.

Некоторые стараются совместить свой бюджет с возможностями и выбирают для отдыха города Украины, среди которых красавец город-миллионник Днепропетровск. Здесь также есть что посмотреть, а между достопримечательностями лучше всего передвигаться на такси www.profi-taxi.dp.ua.

«Очевидно, срабатывал отложенный в апреле-мае спрос. Да и доллар ещё не так сильно «кусался». Но в августе ситуация кардинально изменилась. Уже второй месяц в нашем агентстве нет ни одной продажи зарубежного тура», — сообщили нам в одном из киевских турагентств.

Не отрицают факт снижения спроса на рынке и крупные туроператоры.

«Падение курса гривны и непрекращающиеся боевые действия на востоке очень сильно ударили по спросу в августе.

Сейчас он немного восстанавливается, но далеко не в тех объёмах, которые были в прошлые годы. Потому что доллар дорогой и его нет, а выездные туры в любом случае привязаны к валюте», — говорит Тарас Демура, директор по продажам и маркетингу туристической компании TUI Ukraine.

По оценкам операторов, учитывая рост курса доллара, средняя стоимость туров в зарубежные страны увеличилась летом на 60-70% по сравнению с предыдущим сезоном.

«Если в прошлом году путёвка стоимостью $ 1 тыс. обходилась туристу в 8 тыс. грн, то теперь она стоит 13,5-14,5 тыс. грн.», — приводит нехитрые расчёты Александр Новиковский, президент Ассоциации лидеров турбизнеса Украины.

При этом операторы отмечают, что не спасли ситуацию даже специальные предложения для туристов, например раннее бронирование (туры на лето операторы предлагали заказывать ещё в марте) или покупка тура в рассрочку.

«Рассрочка работала, но не настолько эффективно, как мы ожидали», — отмечает Демура.

Куда летят

Наибольшее падение спроса наблюдалось на европейских направлениях. По разным данным, количество туристов, посетивших летом Европу, сократилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 60-80%.

«Летом упал спрос на Испанию, Грецию, Хорватию. Стоимость туров в эти страны привязана к евро, который ещё дороже доллара, и это многих останавливало», — объясняет Владимир Царук, директор Центра туристической информации.

Кроме того, по словам Юрия Самойлова, главного редактора журнала Украинский туризм, многих отпугнула и стоимость визы, необходимой для въезда в европейские страны. На сегодняшний день стоимость шенгенских виз в общей цене турпакета составляет около 10% (порядка € 60-65 с учётом сбора визовых центров) при средней цене туров в страны Шенгенской зоны € 500-600. Это. безусловно, влияет на выбор страны отдыха.

Участники рынка отмечают, что если у наших граждан что-то и пользовалось спросом, то в основном безвизовые Турция и Египет, а также недорогая (в том числе и благодаря возможности путешествовать на автобусе) Болгария. Выросла в показателях в этом году и Грузия. По данным посла Грузии Михеила Уклеба, только в январе-июне 2014-го страну посетили 63 тыс. украинцев, тогда как за первое полугодие прошлого года- 50 тыс. По словам участников рынка, популярности Грузии способствует, в первую очередь, безвизовый режим, а также удобные и недорогие перелёты, в том числе бюджетными авиалиниями. Сейчас рейсы между Украиной и Грузией выполняют пять авиакомпаний: МАУ, Дншроав1а, Wizz Air, Yanairn Fly Vista.

«Я недавно летал рейсом украинской компании, самолёт был заполнен полностью», — делится опытом Самойлов.

Значительное ослабление гривни и, соответственно, рост стоимости туров привели не только к тому, что туристы выбирали менее дорогие направления, но и к экономии на отелях.

«Если в прошлом году большинство отдыхающих ориентировались на отели четыре-пять звёзд, то уже в этом летнем сезоне аналогичная стоимость проживания соответствовала гостиницам уровня трёх-четырёх звёзд», — говорит Елена Субботина, генеральный директор туркомпании IdrisKa tour.

Её слова подтверждает и Демура. По его информации, если в 2012-2013 годах средняя цена тура была порядка $ 0,8-1,0 тыс., то сейчас она колеблется на уровне $ 650-700.

«Средняя цена тура падает. Не катастрофично, но падает. Кроме того, большим спросом сейчас пользуются туры в недорогие гостиницы, но на более длительное время, например на 20 дней. Люди стремятся пересидеть где-то смутные времена, морально отдохнуть», — говорит эксперт.

Национальная живучесть

Интересно, что при всей плачевности ситуации на рынке громких банкротств туристических операторов, какие имели место в этом году в России (в стране обанкротились около 20 туроператоров), в Украине не было. По словам участников рынка, сложная политическая и экономическая ситуация, наблюдавшаяся в нашей стране ещё до начала летнего сезона, помогла отечественным туроператорам вовремя сориентироваться — они сокращали свои чартерные программы так, что туристов оставалось чуть больше, чем перевозок.

«Как и многие другие туроператоры, в преддверии летнего сезона мы рассчитывали на устойчивое развитие существующих направлений и запуск новых эксклюзивных предложений. Но, учитывая сложившиеся обстоятельства, нам пришлось пересмотреть планы по запуску чартерной полётной программы в Аликанте (Испания)», — рассказывает Корреспонденту Субботина.

В свою очередь Самойлов приводит наглядный пример секвестра чартерных программ:

«Пару недель назад, я наблюдал картину, когда в Египет полетел Airbus 330, у которого 270 кресел на борту. Чтобы его заполнить, туроператор поснимал ряд других чартерных рейсов, но зато заполнил Airbus под завязку, а не гнал вхолостую два Boeing 737».

К слову как рассказывают турагенты, сокращение чартерных про-, грамм иногда приводило к тому, что они вынуждены были отправлять своих клиентов в срочном порядке не в Турцию, а в Египет или вместо Родоса на Кипр. В общем, сажали туристов туда, где есть места, и отправляли в те страны, где были свободные номера в отелях.

Правда, здесь речь идёт о совсем уж крайних случаях. В большинстве же ситуаций туристам либо возвращали деньги за тур, либо просто меняли даты отдыха.

«Иногда, если туры были забронированы по невозвратному тарифу, туристы действительно ощутили неудобства. Тем не менее многие наши партнёры за рубежом, понимая сложные условия турбизнеса в Украине, шли навстречу туристам и без штрафных санкций переносили даты проживания в отелях», — рассказывает Субботина.

Суровая зима

Несмотря на ожидания участников рынка, осенью спрос на зарубежные путешествия не слишком оживился. Непомерно высокий курс доллара, продолжающиеся военные действия, грядущие выборы в Верховную Раду — всё это не вызывает у украинских туристов желания путешествовать. Не воодушевляет их даже возможность «погреть косточки» в осеннем Египте.

«Сезон 2014 года по Египту начался по сравнению с предыдущим годом с подорожания туров в иностранной валюте от 5% до 30% в зависимости от уровня отеля. Плюс к этому добавляем ещё и разницу в курсе. В итоге получаем подорожание туров более чем на 100%», — говорит Елена Бойчевская, менеджер по продажам ТТЛ Турагенция.

Не работает в этом году и популярное ещё в 2013-м раннее бронирование.

«Турагенты уже обожглись на этом в начале года, когда позволяли клиентам выплачивать только первые 50%. Когда же пришло время платить вторую часть, доллар начал расти, и, чтобы избежать отказов туристов от путёвки и штрафных санкций от туроператоров, агентам приходилось доплачивать курсовую разницу из своих карманов, — рассказывает Новиковский. — Сейчас программа раннего бронирования не востребована».

В свою очередь, учитывая неопределённость ситуации, туроператоры также вряд ли будут подписывать договоры на чартерные перевозки с авиакомпаниями на декабрь-апрель. Максимум, на который они согласны, — три-четыре новогодних рейса по самым популярным направлениям.

«Чартерные программы на зимний период сейчас планируются и обсуждаются. Сегодня всем игрокам рынка как никогда важно правильно определить свою стратегию развития, учесть все факторы, способные повлиять на спрос, а также определить свои возможности и перспективы. Утверждаться полётные программы будут позже», — говорит Субботина.

Стоит отметить, что в связи с отсутствием спроса, в том числе и со стороны туркомпаний, в начале сентября уже отменились ранее заявленные дальнемагистральные программы Харьковских авиалиний в Доминикану, Индию, Вьетнам и Таиланд. Роза ветров не собирается ставить зимнюю цепочку на Iba, однако ещё не отменила Бангкок и Доминикану, хотя туроператоры и сомневаются в целесообразности этих программ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

(Spamcheck Enabled)