Тысячи украинцев участвуют в «вирусных» флешмобах, поддерживая нуждающихся в помощи или просто поднимая себе настроение. В трудные времена такие безобидные акции служат своеобразными сеансами психотерапии.

Сотрудница компании Хонда Украина 24-летняя Анна Ярмоченко, не боясь подхватить простуду, вылила на себя ведро ледяной воды, сняла это действо на видео и выложила в Сеть.

Столь нехитрым способом заявили о себе уже более 1 млн человек по всему миру, присоединившихся к самому популярному на планете флешмобу — Ice Bucket Challenge. По замыслу каждый облившийся должен пожертвовать на какие-либо благие цели небольшую сумму.
Акцию начали энтузиасты в США ради привлечения внимания к проблеме бокового амиотрофического склероза, но сегодня обливание продолжается уже во имя самых разных идей, требующих благотворительных средств.

«Не всегда человек отзовётся на призыв помочь, а такие акции привлекают больше внимания. И даже те, кто вначале не планировал участвовать и помогать, после (персонального дружеского) приглашения всё же включаются в процесс», — объясняет своё участие в Ice Bucket Challenge Ярмоченко.

Благодаря «вирусному» распространению флешмобов, когда один участник приводит троих знакомых, а те в свою очередь ещё по три человека каждый, они охватили практически все слои населения — от студентов до президентов.

Сейчас в Украине проходит с десяток подобных акций на самые разные темы. И каждый обнаруживает в них своё: одни участвуют ради сбора денег на разные проекты, другие ищут способ выразить свою позицию, а кто-то — развлечения ради.

«В сетевых флешмобах очень просто участвовать — это не занимает много усилий и времени, но позволяет, почти не вставая с кресла, максимально самовыразиться, обозначить свою приверженность какой-то идее», — объясняет популярность акций Владимир Коваленко, аналитик соцслужбы инвестиционной компании Відкритий простір.

Благодаря этому счёт участников таких перформансов в Украине идёт на десятки тысяч. К примеру, сотрудники благотворительного фонда Таблеточки, который собирает средства на помощь онкобольным детям, утверждают, что «ледяные обливания» принесли им 500 тыс. грн. Если средняя сумма взноса равна 50-100 грн, то только в одной этой акции поучаствовали от 5 тыс. до 10 тыс. человек, подсчитали Таблеточки.

Водные процедуры

Владимир Сахаров, 28-летний владелец IT-компании, признаётся, что до недавних пор он и его знакомые относились к флешмобам более чем равнодушно.

«Но в этом (Ice Bucket Challenge) поучаствовали почти все, кого я знаю», — говорит он.

По мнению Сахарова, успех «холодного душа» в том, что люди не должны бессмысленно скакать, прыгать или танцевать, а поддерживают интересную и здравую идею столь же здоровым способом.

Как заметила завзятая киевская флешмобщица, а по совместительству работница сферы beauty & spa в Дубае Богдана Стельмашова, обычно классические по форме флешмобы — коллективные раздевания, укладывания на землю в виде букв, танцы в общественных местах устраивали в основном девушки.

«Думаю, просто не было достойных тем, — объясняет она. — Мужчины любят казаться героями, поэтому водой со льдом обливались с большим удовольствием. О меньшем им просто неинтересно рассказывать».

Водные процедуры или флешмобыСама Стельмашова готова облиться, но пока никто из друзей не бросил ей вызов. Несмотря на это, она с радостью подхватила эстафету в художественном флешмобе, целью которого было заполнить ленту в Facebook произведениями художников в противовес ругани и негативу по поводу политики и войны. Тому, кто ставит лайк под уже опубликованной картиной, поручают опубликовать следующую и т. д.

А позднее киевлянка присоединилась к флешмобу Хороштовини. В течение недели она публиковала три положительные новости в день, передавая эстафету троим своим друзьям.

«На фоне постоянных плохих известий мы перестаём замечать маленькие приятные вещи, которые никуда не исчезли из нашей жизни, — объясняет Стельмашова. — Это может быть искренняя улыбка, приятная встреча или хорошая книга. Такой флешмоб помог многим, и мне в том числе, увидеть, что жизнь продолжается, а рядом не стало меньше хороших людей».

По этому же принципу работает ещё один популярный флешмоб, 10 книг, который предлагает поделиться в Сети любимыми литературными произведениями, кардинально повлиявшими на мировоззрение.

Флешмобы, которые не преследуют материального, пусть и благотворительного интереса, тем не менее могут оказаться полезными в другом отношении, убедилась Ярмоченко. Присоединившись к акции Хорошшовини, она ежедневно видит в своей ленте новостей пять-шесть новых людей, подключившихся к публикации приятных известий. По её словам, это прибавляет позитива в жизни.