Религиозная тематика часто обходится в левых кругах, потому что вопросы, касающиеся существования метафизического, является якобы само собой разумеющимся. Такой однобокий подход может привести к обхода важных тем и потому нуждается в расширении. Поэтому этот номер как раз ставит целью поднять и проанализировать вопрос пересечения религии с политикой, экономикой и искусством. При взгляде на социальный институт религии в различных его формах мы пытаемся выйти за шаблоны однозначных трактовок фоне выделить и проанализировать положительные (эмансипативной) и отрицательные (эксплуатационные) проявления религии.

В частности, в первом разделе мы собрали социологические и философские тексты, где переосмысливается значение религии в современном обществе и сопоставляется с тем обществом, в котором были написаны классические марксистские тексты об анализе религиозных явлений. Михаэль Леви объясняет, почему религия не является простым вопросом для марксистских мыслителей. Альберто Тоскано показывает, каким образом религия трансформируется при современном капиталистического строя. В двух тестах Ален Бадью дискутирует о известную фразу «Бог умер» и понятие Другого. Рэндал Коллинз демонстрирует применение методологии микросоциологии для анализа религиозных практик. Терри Иглтон критикует Ницше и показывает, каким образом учение Христа было более прогрессивным по подход философа. В общем, мыслители, представленные в этом разделе, отмечают, что вопрос религиозного не могут игнорироваться или упрощаться. В их текстах показано, как, опираясь на классические работы критиков религии, современные исследователи могут описывать и объяснять религиозное.

Пересечение религиозного с политическим, социальным и экономическим очень многогранный. Во втором разделе номера мы приводим тексты, показывающие, каким образом эмансипативной общественные движения пересекаются с религиозными верованиями. Примерами такого пересечения является прогрессивный христианское движение в Латинской Америке, описанный Леви, или поднятие вопросов гендерного равенства в христианских общинах, проанализировано Еленой Дудко. Продолжая гендерную тематику, Марцелла Косьцяньчук изображает, каким образом религиозное связано с гомосексуальностью в иудейской традиции. С другой стороны к иудаизму подходит Ольга Шевченко в своем репортаже о паломничестве хасидов в Умань. В заключение мы приводим статью Ковалевски о феномене черного (интер) национализма среди мусульман из американских гетто. В целом, в описании и объяснении сочетание религиозного и политического в сфере общественных движений автор (к) и этого раздела демонстрирует, каким прогрессивным образом может трансформироваться институт религии в условиях социального угнетения определенных групп верующих.

В третьем разделе мы предлагаем читателям взгляд на религию сквозь призму искусства. Здесь представлены фотоработы Константина Смиляников, на которых автору удалось поймать моменты яркого проявления религиозного в повседневной пространстве. Кроме этого, здесь представлены работы и интервью польских художниц-феминисток, которые поднимают вопрос женского в религии. Все эти материалы подготовлены и снабжены концептуальными комментариями искусствознателя Тамары Злобиной.

Хотя, как показано в предыдущих главах, религия может сочетаться с прогрессивными общественными движениями, она до сих пор остается институтом, легитимирует общественное неравенство. Вопрос екслюзии, дискриминации, связанные с религиозной сферой, обсуждаются в четвертом разделе. Этьен Балибар дискутирует на тему секуляризации и критикует современный контр-религиозный дискурс. Славой Жижек связывает вопрос миграции с дискриминацией по религиозным убеждениям, а активистка Хаджри Чима рассказывает, каким образом христиане являются ексклюзованимы с экономической и социальной жизни исламского Пакистана. Наконец, переходя к отечественному контекста, Екатерина Диса рассказывает о магии и ведьмовство в украинской истории. Продолжая эту тему, Джон-Пол Химка пишет об отношениях между митрополитом Андреем Шептицким и бендеровским движением. В заключение, Алена Ляшева анализирует сотрудничество религиозных и политических организаций в современной Украине на основе анализа данных мониторинга протестов Центу социальных и трудовых исследований.

В последнем разделе рецензий представлены отзывы на тематические книги и фильмы. В частности, рецензия на фильмы «Сестры Магдалины» и «Филомена» поднимает тему засилья ирландской католической церкви. Другая рецензия — на книгу Екатерины Диси «История с ведьмами» — дополняет свою статью этого автора, представленную в предыдущем разделе. Наконец, рецензия на книгу «Приют» — о антропологическое исследование методистской церкви в ЮАР — не только раскрывает прогрессивные проявления этой южно-африканской церкви, но и сравнивает ее с Украинской церковной ситуацией. Несомненно, представленная здесь подборка — только начало на пути к разностороннему изучению религиозного. В то же время, обоюдную разведку проведенную в этом выпуске сложно недооценить. Ведь она демонстрирует нам, как социальный институт религии и связанные с ним группы и движения могут как приобретать роли консервативного элемента, так и трансформироваться с развитием общества и противоречить действующему социальному порядку. В любом случае, приглашаем наших читателей к дискуссии и дальнейшего исследования поставленных вопросов.