Растущее влияние корпораций на обществоГосударству все сложнее сдерживать растущее влияние крупных корпораций. Какие силы помогут ему в этом?

Расстановка сил в мире меняется. Во-первых, по своему могуществу корпорации догоняют правительства. Во-вторых, растет влияние простых людей. Почему эти, казалось бы, противоречащие друг другу перемены происходят одновременно?

Корпорации, безусловно, сосредоточили в своих руках больше власти, чем когда бы то ни было. Множество нюансов нашей повседневной жизни — от развлечений до поставок электроэнергии — контролируют люди, которых не избирали всеобщим голосованием. При этом технологии эволюционируют быстрее, чем законодательство. А значит, деятельность корпораций постоянно смещается в «серые зоны», где отсутствует регулирование.

Уравновешивает этот тренд растущая активность простых людей. Сегодня у них есть инструменты, помогающие контролировать деятельность компаний. Уровень образования растет, общество все лучше осведомлено о том, как корпорации ведут бизнес. Люди все чаще занимают активную позицию и не желают молчать, когда полагают, что какая-либо фирма переступила черту. Они становятся совестью компаний и целых отраслей: задают им трудные вопросы и требуют ответа.

В последние годы появились более эффективные рычаги коллективного воздействия — социальные сети, открытые издательские платформы, сервисы онлайн-видео. Люди мастерски используют их, чтобы организовывать бойкоты, провоцировать отток инвестиций и лоббировать важные законы. У молодых людей вошло в привычку использовать социальные медиа как инструмент политической активности. Они свободно владеют такими инструментами, как Twitter, Facebook и Reddit, создают сообщества вокруг каких-либо идей, проблем или потенциальных угроз. Эти небольшие группы вырастают в массовые движения. От молодежи не отстают и люди старшего возраста.

По мере того как могущество корпораций растет, важно усиливать их подотчетность обществу. Нужно расширять рамки их ответственности, влияя на поступки руководителей и рядовых сотрудников. Члены советов директоров все чаще будут вынуждены отчитываться за то, насколько эффективно они контролируют высшее руководство своих компаний.

Одновременно формируется культура сомнения в том, что раньше считалось бесспорным. Как управляют компанией? Насколько этична ее работа? Действия фирмы может поставить под вопрос любой человек. И если другие сочтут поднятые им проблемы важными или интересными, то присоединятся к нему. Причем не только небольшие сообщества или группы специалистов, но и широкие массы по всему миру. Все эти перемены сказываются на характере деятельности активистов: у них появляются новые союзники. Например, инвестор Карл Айкан рассказывает на сервисе микроблогов Twitter о своих намерениях, и рынок откликается на его публикации. Те, кто раньше считал инвесторов-активистов своими естественными врагами, сейчас могут поддерживать их, к примеру, в вопросах компенсаций руководителям фирм или корпоративной социальной ответственности.

Руководители, принявшие эту новую реальность, рассматривают ее не как проблему, а как возможность. Они противятся попыткам замалчивать острые вопросы. Они уверены, что непосредственное общение с людьми — это не способ манипулировать ими, а возможность выслушать их мнение. Они не хотят пользоваться современными средствами прямых коммуникаций для того, чтобы заставить потребителей и сотрудников думать и поступать так, как считает нужным их фирма. Вместо этого они действительно что-то меняют — и получают от этого выгоды.

Корпорации выпускают наши автомобили и телефоны, учебники для наших детей. Они все сильнее контролируют повседневную жизнь потребителей, сотрудников и жителей городов, где эти корпорации расположены. И если компании забывают, что нужно всерьез воспринимать свою ответственность перед обществом, то всегда найдутся люди, которые им об этом напомнят.