Новости Запорожья и в Украине

ИЗМЕРИТЬ ОБРАЗОВАНИЕ: Что и как оценивает PISA?

31 Июль 2016

Комментарии

0
 Июль 31, 2016
 0

В 2018 году Украина впервые примет участие в международной программе оценки учащихся (сокращенно — PISA), которую проводит ОЭСР. Уже сегодня звучат заявления о том, что PISA покажет реальное состояние украинского среднего образования. Что именно оценивает PISA, от чего зависят результаты стран и в чем недостатки программы — мы попробуем выяснить в этой статье.

Все познается в сравнении

Исследование PISA проводится каждые три года, начиная с 2000 года, в странах Организации экономического сотрудничества и развития и странах-партнерах. Ежегодно в программе участвуют все больше участников: в 2012 году участие приняли 65 стран и регионов, в том числе 34 страны ОЭСР, 27 стран-партнеров и 4 региона Китая. В тестировании принимают участие 15-летние ученики школ всех типов независимо от класса, в котором они учатся. Тестирование проводят в трех дисциплинах: математика, чтение и естественные науки. В некоторых странах применялись дополнительные модули: решение проблем и финансовая грамотность.

Ключевая характеристика теста — оценка основана на сравнении. Все результаты стандартизуются таким образом, что средний результат стран ОЭСР всегда равен 500 баллам, а стандартное отклонение 1 — 100 баллам. Таким образом, наиболее цитируемые результаты — средние баллы для стран — оценивают, насколько средние результаты учащихся в этих странах лучше или хуже средних результаты в странах ОЭСР за каждой из дисциплин. В отличие от стандартизированных тестов, проводимых в рамках одной страны, вроде ЕГЭ, PISA позволяет более или менее объективно оценить результат образовательного процесса благодаря сравнению между странами.

Еще одной особенностью PISA специфика задач, основанных на оценке компетенций учащихся. Поскольку PISA является сравнительным исследованием, задача абсолютно не связаны с национальными образовательными планами. Вместо этого они оценивают применение определенных полученных знаний для решения гипотетических жизненных ситуаций. В каждом модуле есть 6 задач, сложность которых растет в соответствии с количеством и сложности операций, необходимых для поиска решения.

Содержание задач достаточно сильно отличаются от содержания экзаменов в Украине. С одной стороны, их решения не требует знания конкретных формул или формализованного описания процесса поиска решения. С другой стороны, в задачах может присутствовать лишняя информация, возможны несколько правильных вариантов ответов, а единственным путем нахождения ответа может быть метод проб и ошибок. Например, в тесте по математике учащиеся решают уравнения, а дают приблизительную оценку площади объектов на карте с помощью известного масштаба, или же рассчитывают среднюю скорость езды, а в тесте по чтению ученики должны отвечать на вопросы, находя информацию в текстах, графиках и таблицах и т.д.

PISA больше напоминает тест на логику, чем школьную контрольную работу, поскольку оценивает в первую очередь возможность применять полученные знания в необычном контексте, а не решать стандартизированные задачи. Такая специфика имеет последствия: ученики из стран, где учебные планы ориентированы на практическое применение знаний (например. Финляндии), получают лучшие результаты.

Все дело в экономике?

По результатам каждой волны оценивания наибольшее внимание привлекают средние баллы стран. Однако эти результаты являются вовсе не случайными. Достаточно предсказуемо, что средние баллы стран в PISA в значительной степени зависят от их уровня экономического развития: уровень ВВП на душу населения позволяет объяснить более трети вариации в результатах по математике и чтению и немного меньше трети естественных науках. Мало того, если убрать выбросы (outliers), Вьетнам и Катар, одновременно имеют очень высокие и очень низкие результаты для своего уровня ВВП, то ВВП на душу населения позволяет объяснить около 58% вариации в средних баллах. Следует отметить, что связь между средними баллами и уровнем ВВП на душу населения нелинейный: рост ВВП на определенную величину для бедной страны статистически связано с большим ростом средних баллов, чем аналогичный рост для богатой страны.

Говорить о прямой причинно-следственная связь между экономикой и результатами тестов было бы неправильно, ведь результаты учеников зависят от большого количества факторов — объемов финансирования образования, доступа в учебные заведения, содержания учебных программ, культуры и тому подобное. Тем не менее, такая корреляция показывает, что существует определенный предел в том, чего эффективнее образовательная политика может достичь в бедных странах. В этом разрезе прогноз возможных результатов Украине в 2018 году достаточно неутешительный.

pisa-1

pisa-2

Связь среднего балла страны в PISA-2012 по математике, чтению и естественным наукам и уровня ВВП на душу населения (в долларах США), логарифмическая линия тренда. Регионы Китая, участвовавшие в оценке, исключен из анализа. Источник: Всемирный банк, ОЭСР

Культура аудита в международном измерении?

Несмотря на важность оценки компетенций учащихся, PISA регулярно подвергается критике. Вероятно, наиболее известным образцом этой критики является открытое письмо ученых 2014-го года, в котором утверждалось, что PISA вредит, а не помогает реформированию образования. Хотя это понятие и не употребляется в тексте, собственно, авторы критикуют PISA за насаждение «культуры аудита».

Стандартизированное тестирование должно легитимность как «объективный» инструмент оценки образовательных систем и образовательной политики, имеющей целью повысить их эффективность. Престижность высокого места в рейтинге и постоянная конкуренция между странами, в свою очередь, подталкивают к проведению реформ образования для улучшения позиций, однако трехлетние сроки между волнами тестирования не позволяют внедрить действительно глубокие изменения. Как следствие, PISA интенсифицирует конкуренцию, стимулирует этажные изменения в системах образования и подгонку образовательных планов под тестирования в ущерб более глубоким изменениям в образовании.

Мало того, существенным недостатком PISA является фокус только на навыках, необходимых в трудоустройстве: одной из причин того, что оценка проводится именно среди 15-летних учеников, является то, что вскоре после достижения этого возраста они поступают в университеты или устраиваются на работу. Такая специфика есть неслучайной — фокусом ОЭСР, в первую очередь, экономическое развитие, а не развитие культуры или политического участия. Генеральный секретарь ОЭСР заявил:

«При высоком уровне безработицы среди молодежи, рост неравенства и необходимости ускорить экономический рост во многих странах, для молодежи как никогда важно приобретать навыки, которые помогут им добиться успеха. В глобальной экономике конкурентоспособность и перспективы трудоустройства зависят от того, что человек умеет делать со своими знаниями ».

Однако, как следствие, образовательные системы в странах оцениваются только по части результатов, действительно должны были быть важными. Мало того, хотя экономическое неравенство определяется как причина повышенного внимания к способностям учеников, результаты тестирования в значительной степени зависят от этого неравенства — и между странами было показано выше, и в пределах самих стран. Экономическое неравенство между странами влияет на возможности инвестировать в образование. С другой стороны, даже в пределах стран увеличение инвестирования в образование не приведет к уменьшению неравенства между индивидами, пока возможности получить качественное образование зависеть от социального класса. Упор на важности развития определенных способностей без внимания к причинам неравенства, лежащие за пределами содержания учебных планов, только увеличивать конкуренцию между странами и индивидами.

Это достаточно парадоксально, но несмотря на декларируемую борьбу с неравенством, в некоторых ситуациях последняя может улучшать результаты региона или страны в тестировании через «отсеивания» бедных учеников. Например, ученики из Шанхая получили высокие результаты в оценке 2012 года по всем трем категориям: математика, чтение и естественные науки. Сравнение одного города с целыми странами вызывает вопросы, но это еще не все. В генеральной совокупности 15-летних учеников из 24-миллионного Шанхая было меньше, чем учеников соответствующего возраста из Португалии или Греции, имеют меньшее количество населения.

Проблема заключается в том, что значительную часть населения Шанхая составляют мигранты из других провинций, их дети получают бесплатное образование только до 9 класса включительно и вынуждены переезжать примерно перед достижением 15-летия, и в выборку PISA попали дети состоятельных местных семей или дети мигрантов, могут позволить себе платное образование. Похожие процессы имеют место во всех странах, где отсутствует обязательное среднее образование: часть бедных учеников «отсеиваться» из школ за социально-экономические проблемы. Таким образом, социальная эксклюзия может искусственно завышать результаты регионов.

Более образовательная олимпиада

Несмотря на все указанные выше недостатки, PISA не является исключительно элементом неолиберальной культуры аудита. Прежде всего PISA позволяет выявить критические проблемы в образовании. Например, простейшие задачи по математике предусматривают лишь нахождения нужной информации на графике или элементарные арифметические операции. Если часть учеников не справляется с ними, это указывает на необходимость реформирования преподавания для привлечения этих учеников.

Кроме того, PISA является комплексным исследованием, предусматривает не только саму процедуру оценивания, но и проведение опросов среди учеников, родителей и учителей и анализ образовательной политики в стране. Наличие большого количества открытых данных позволяет проводить детальный многоуровневый анализ влияния различных факторов на успеваемость учеников. Иначе говоря, если причина неуспеваемости учеников кроется в низком достатка семьи, нехватки квалифицированных учителей в школе или принадлежности к этническому меньшинству — PISA позволяет это контролировать.

Однако этой информации смогут воспользоваться только эксперты. Кроме того, больше внимания привлекают общие результаты тестирования, является широкодоступными. Как следствие, PISA легко превращается в своеобразную «образовательную олимпиаду» для стран.

Трудно предсказать, как будет использовано результаты оценки, должна проводиться в Украине в 2018 году. Однако следует приложить значительные усилия, чтобы избежать простых интерпретаций результата оценки и использовать полученные данные для проведения действительно полезных реформ, которые бы позволить сделать украинскую систему образования более инклюзивным, а знания, она дает — более практичными.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

(Spamcheck Enabled)