Новости Запорожья и в Украине

Скальная церковь Свято-Клементьевского монастыря

Скальная церковь Свято-Клементьевского монастыря

Почетное место среди сооружений княжеской эпохи занимает кафедральный собор Святой Софии в Киеве . Как некогда Парфенон в Афинах, Софийский собор был построен в честь победы: на этом месте Ярослав Мудрый нанес сокрушительный удар кочевникам — печенегам. Золотые верхушки собора видны со всех холмов современного Киева. Помещение собора разделено на пять нефов.

Основной объем сооружения окружен двумя рядами галерей; их открытые арки связывают строение с окружающим пространством. Собор венчают тринадцать куполов. Интерьер собора с его фресками и мозаиками является одним из лучших художественных ансамблей раннего средневековья.

Среди других памятников XI-XII вв. особенно ценны: Спасский собор в Чернигове; Успенский собор Печерской лавры, Кирилловская церковь, остатки Золотых Ворот — в Киеве.

Хотинский замок

Хотинский замок

В XIV-XVI вв. на Украине стали распространяться западные влияния готики и ренессанса, которые в большей степени отразились на строительстве крепостей и замков, пришедших на смену старинным деревянным «градам». Неприступными оборонными сооружениями тех лет были Аккерманская крепость (современный Белгород-Днестровский Одесской области) и скальные укрепления Каменец-Подольского Хмельницкой области. Из известных замков, являвшихся резиденциями князей и магнатов, до наших дней хорошо сохранился Верхний замок в Луцке, построенный по образцу немецких «бургов».

Ренессансная архитектура, восходящая к античным образцам, приходит в Украину преимущественно из Италии.
Согласовывая свою творческую манеру с особенностями украинского ландшафта и запросами местных заказчиков, итальянскими архитекторами был создан знаменитый архитектурный ансамбль площади Рынок во Львове. Самым импозантным строением на площади выглядит Палата Корнякта, построенная для богатого греческого купца. Выдающимся памятником ренессансной архитектуры стал ансамбль Львовского братства — православной украинской общины города, — главным сооружением которого является Успенская церковь. Над ней поднимается 65-метровая башня-колокольня, построенная на деньги того же Корнякта, и названная его именем. К суровой башне и церкви примыкает лирическая и радостная Трехсвятителъская каплица.

На руинах крепости в Каменец-Подольском

На руинах крепости в Каменец-Подольском

Итальянских мастеров приглашали для строительства знаменитого ханского дворца в Бахчисарае, который остается одним из самых экзотических крымских памятников архитектуры XVI-XVIII вв.

Истинного расцвета украинская архитектура достигла в XVII-XVIII вв., когда после кровавой освободительной войны казацкая Украина обрела собственную государственность. Амбициозные устремления гетманов целиком удовлетворял барочный стиль,

господствующий в то время в Европе. Под влиянием западных традиций в Украине возникает стиль, известный в истории архитектуры как «украинское барокко». Его исключительная пышность и нарядность сохранилась в величественных храмах, символизирующих многочисленные победы казацкого оружия. Стены барочных строений украшались вертикальными декоративными полосами, создающими впечатление рельефных рушников, или полностью покрывались орнаментами и символическими изображениями, напоминая каменные ковры. Щедрость украинской земли воплощалась и в цветочных гирляндах. Особенным богатством отличались строения, созданные в период правления гетмана Мазепы.

Театр оперы и балета в Одессе

Театр оперы и балета в Одессе

В Гетманской Украине церкви стали объектом особой заботы. Каждая городская и сельская община считала почетной обязанностью построить на своей земле церковь, и при этом самую лучшую. В результате этих усилий на окраинах появились архитектурные шедевры, не уступающие по красоте столичным: Преображенская церковь в Больших Сорочинцах на Полтавщине, основателем которой был гетман Данила Апостол, Троицкий собор Густинского монастыря на Черниговщине, Преображенский собор Мгарского монастыря вблизи Лубен на Полтавщине, Покровский собор в Харькове.

Переход от буйного и пышного барокко к легкому и беззаботному рококо в конце XVII — начале XVIII в. представлен колокольней и воротами в ограде киевского собора Святой Софии, построенными немецким архитектором Иоганном Шеделем. Наивысшим творческим достижением Шеделя стала колокольня Печерской лавры. По высоте (96 м) ей нет равных в Украине.
Первым же произведением чистого рококо на украинской почве стала Андреевская церковь в Киеве, построенная по проекту придворного архитектора Бартоломео Растрелли. Легкостью форм и пропорций она напоминает скорее парковый павильон, чем культовое сооружение. Возведенная на высокой днепровской круче, она будто парит в воздухе.

Роскошными декоративными порталами, фронтонами, воротами, орнаментными окнами и дверями запоминается Мариинский дворец в Киеве, одним из создателей которого был украинец, ученик И. Шеделя — Иван Григорович-Барский.

Вход в собор Святого Юра в Львове

Вход в собор Святого Юра в Львове

В каменных постройках Правобережной и Западной Украины преобладало западно-европейское барокко, но и здесь самые известные памятники — ансамбли Почаевско-Успенской лавры на Волыни и собора Святого Юра в Львове — отмечены национальными чертами.

На период существования Гетманата приходится расцвет деревянного культового строительства. Деревянные храмы и колокольни, возведенные в этот период, околдовывают своим лиризмом, живописностью форм, техническим совершенством. Единственным конструктивным элементом стен и перекрытий всех деревянных храмов является сруб прямоугольной или восьмигранной формы, но разнообразие и богатство объемно- пространственных решений этих храмов поражают воображение — только региональных школ насчитывается более десяти. Несмотря на небольшие размеры, эти храмы производят впечатление монументальности, усиленное просторными высокими интерьерами. Со многими из них связаны интересные легенды. Настоящим шедевром деревянной архитектуры стал Троицкий собор в Носелицах — единственный в Украине 9-купольный храм, построенный в 1773-1781 гг.

 

На рубеже XVIII-XIX вв. главенствующим художественным направлением в Европе становится классицизм, который наследует лаконичные и выразительные формы античной Греции и Рима. Утверждение этого стиля в Украине совпадает с потерей ею остатков казацкой автономии. Поэтому в Украине классицизм распространяется опосредованно, через русскую культуру. Удачным примером классической перестройки стал новый городской центр Полтавы, а ярким новостроем — ансамбль Приморского бульвара в Одессе. От полукруглой площади, в центре которой размещался памятник основателю города Дюку Ришелье, к морю спускалась монументальная Потемкинская лестница (192 ступеньки); бульвар с двух сторон замыкали дворец графа Воронцова с колоннадой и Биржа.

Успенский собор Киево-Печерской лавры

Успенский собор Киево-Печерской лавры

Будучи популярным среди украинской знати, классический стиль проявился особенно ярко в роскошных дворцово-парковых ансамблях. Постепенно новый стиль распространился и в помещичьей среде, в результате чего по всей Украине возникли тысячи «римских двориков»: с портиками, колоннами и треугольными пристройками по фасаду.

На западно-украинских землях, вошедших в состав Австро-Венгрии, господствовал французский вариант классического стиля, который совмещался с польским барокко с рококо. Именно в этом стиле построены Библиотека Оссолинских и Театр Скарбека в Львове.

Прогуливаясь кварталами украинских городов, воочию видишь смену художественных вкусов, которая произошла в конце XIX — начале XX в. Появляются архитектурные сооружения в стиле «модерн», открыто декларирующие субъективизм. Линии модерна вялые, тягучие, несколько манерные. Заявкой на некоторый синтез искусств в украинском национальном духе было строительство Полтавского земства, вдохновителями которого были братья Василий и Федор Кричевские. Полтавская постройка стала программной — этот национальный стиль В. Кричевский реализовал в строительстве Народного дома в Лохвице, Мемориального музея рядом с могилой Тараса Шевченко в Каневе. Национально-демократическая украинская эстетика возлагала большие надежды на развитие этого стиля, но труды Кричевских так и остались его наивысшим достижением.

Киево-Печерская лавра. Сумерки

Киево-Печерская лавра. Сумерки

Между первой и второй мировыми войнами в украинскую архитектуру на короткое время приходит конструктивизм, оставивший свой след в виде ансамбля площади Дзержинского в Харькове; в это же время находят свое творческое воплощение поиски путей возрождения старинных национальных традиций в виде здания Украинской сельскохозяйственной академии в Киеве.

Нашла свое воплощение в архитектуре и советская эпоха. Образцом «героической» архитектуры является дом Совета министров Украины. В противовес ему, согласно идее «гуманности советской власти», в 30-е годы архитектором Владимиром Заболотным построено здание Верховной Рады Украины. В официальных постройках предвоенного времени сохранилось влияние имперского стиля — так называемого сталинского неоклассицизма.

В послевоенное время было не до архитектурных новаций: усилия направлялись на реконструкцию разрушенных городов и деревень. По генеральному плану отстраивался Киев. Был проведен специальный конкурс на лучший проект застройки Крещатика. В результате возник своеобразный архитектурный ансамбль, до сегодняшнего дня украшающий город. Среди сооружений общественного назначения, построенных украинскими архитекторами в первой половине 50-х гг., выделяется Матросский клуб в Севастополе; в 1958 г. завершилось строительство Выставки достижений народного хозяйства Украины (сегодняшний Экспоцентр Украины) в Киеве. Первостепенной задачей в 60-70 гг. было возведение жилья. Архитекторы и строители искали оптимальные пути для решения этой проблемы. В эти же годы в столице появляется современный Дворец культуры «Украина» и здание Института технической информации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

(Spamcheck Enabled)