Девушка-веснянка

Девушка-веснянка

Народные обычаи, традиции и обряды невидимой нитью духовности связывают этнос в пространстве и времени, не давая ему исчезнуть, растворившись среди других культур и народов. Календарные обряды, рожденные практическими потребностями земледельцев, отмечали состояния природы в дни солнцестояний, сезонных переходов. Магические слова, музыка, танцы, ритуальные действия призваны были победить зло, обеспечить человеку здоровье, богатый урожай, благосостояние. С принятием христианства народные праздники вошли в церковный календарь, претерпев существенные изменения.

Новый год

Новый год наши предки отмечали весной. Он совпадал с началом полевых работ. Начало земледельческого года считали от Сретения (2 февраля по старому стилю; в дальнейшем — ст. ст.). По народным поверьям, в этот день зима встречалась с весной. Оттепель в этот день обещала скорую весну и хороший выпас.

Очистительная сила купальского огня

Очистительная сила купальского огня

На Сретенье святили в церкви свечу (громницу), которую зажигали в случае грозы.

Весну «зазывали» протяжными веснянками, веселыми хороводами, которые должны были разбудить землю, призвать тепло. Вестниками весны были птицы, их прилета ожидали с 24 февраля по ст. ст., который в народной этимологии стал праздником «возвращения» — муж к жене возвращается, птицы из теплых краев возвращаются. Для встречи птиц пекли специальное печенье: на «сорок святых» (9 марта по ст. ст.) — «жаворонков», на Благовещенье пекли «галепу» — булочку в виде птичьей лапки.

Масленица

В конце февраля — начале марта праздновали Масленицу. На костре палили соломенное чучело, символизирующее зиму. Повсюду готовили блины, по форме и цвету напоминающие солнце. Молодежь с музыкой играла в «колоду»: неженатым парням привязывали к руке плашку (позднее ее заменили платком или лентой); те откупались магарычом.

Благовещенье

Весенние гуляния

Весенние гуляния

В народе верили, что на Благовещенье (25 марта по ст. ст.) Бог ежегодно благословляет землю, растения и «всякое дыхание». По гуцульским поверьям, Он вкладывает голову в землю, чтобы разогреть ее, и от этого пробуждается всякая живность, спящая в земле. До праздника всякие работы на земле запрещались.

Пасха

Принятие христианства подарило нашим предкам надежду на бессмертие через Воскресение Христа. До этого Пасха была праздником весеннего воскрешения природы. Пасхе предшествовал Великий пост — период духовного и телесного очищения человека. В Вербное воскресенье (последнее перед Пасхой) в церкви святили вербу и били ею друг друга с пожеланием здоровья и богатства. Вербу втыкали на подворье у колодца, на огороде. Освященной лозой первый раз выгоняли на пастбище корову, зарумянивали пасху. Накануне Светлого Воскресенья пекли пасху — особый кулич, расписывали яйца. В радости весеннего пробуждения объединялся весь мир: родственники навещали друг друга, кумовья несли гостинцы крестникам, дети бегали поздравлять с праздником родных и соседей.

Зеленое (Клечальное) или Троица

Купальские венки

Купальские венки

Языческий праздник цветущей зелени — Зеленое (или Клечальное) воскресенье — стал Троицей, и отмечается на Пятидесятницу, в день схождения Святого Духа на апостолов. Накануне дома украшают зелеными ветками клена, березы, на воротах ставят осину как оберег от нечистой силы. Юные девушки «водят Тополю»: самую красивую наряжают Тополей, надевают ей на голову венок и с песнями водят по хатам, желая счастья их хозяевам. На Троицу следует опасаться русалок, мавок и прочей нечисти.

Ивана Купала

На Ивана Купала (24 июня по ст. ст.), в день летнего солнцестояния и Рождества Иоанна Предтечи, солнце поворачивало на зиму, природа начинала угасать. Купальские традиции были особенно богаты и вдохновляли многих писателей. Молодежь прыгала через костры, чтобы быть в паре, девушки водили хороводы, гадали, пуская венки по воде. Собранные на Купала лекарственные травы — «Иваново зелье» — считались особенно целебными. В надежде разбогатеть или обрести тайные знания искали в полночь цвет папоротника.

Спас

Осенний цикл начинался Спасом (яблочным, медовым). Крестьяне собирали урожай и возносили хвалу Господу за щедрые дары. Покрова Богородицы (1 октября по ст. ст.) уже укрывали землю снегом. Незамужние женщины и девушки обращались к Богородице с просьбой о муже.

Зимние праздники

Разве ревут волы при полных яслях...

Разве ревут волы при полных яслях…

Зимние праздники, завершая старый год, открывали новый цикл человеческой жизни. На Рождество (25 декабря по ст. ст.) рождалось новое солнце, Христос дарил людям возможность жить в любви, мире, согласии. В канун Рождества- Сочельник — готовили кутью (обрядовую кашу из зерен пшеницы, мака, меда и др.) и двенадцать постных блюд. Обычай предписывал мириться с врагами. Хозяин дома вносил в хату и ставил перед божницей сноп — дедуха. Дети носили угощения крестным, бабушкам и дедушкам. Молодежь колядовала, ходила по селу с «Вифлеемской звездой» или с вертепом, персонажами которого были: царь Ирод, Волхвы, Цыган, Казак, Дед с Бабой, Коза и другие персонажи. Часть собранных от представлений денег передавали церкви.

На Новый год и Крещение принято было посыпать в домах зерном — «засевать» — к хорошему урожаю и богатству. На Крещение в церкви святили воду. Пасечники варили мед и угощали прохожих. На реках долбили прорубь. Святой водой кропили в хате, хранили ее на случай «сглаза», болезни.

Но рано или поздно зима заканчивалась. Все теплее становилось солнце, пробуждая землю, чтобы упало на ниву и проросло щедрым урожаем зерно, чтобы жизнь продолжалась вечно.