Икона "Георгий Победоносец". Начало XVI в.

Икона «Георгий Победоносец». Начало XVI в.

С X в. после принятия князем Владимиром христианства на землях Киевской Руси начинает развиваться иконопись. Византийские традиции иконописи становятся образцом для местных мастеров. Со временем формируются свои, абсолютно независимые и оригинальные школы иконописного искусства. Наиболее изысканной и рафинированной среди них была киевская. К сожалению, большинство произведений эпохи раннего средневековья было утрачено. Только летописи сохранили воспоминания о чудесных произведениях выдающихся иконописцев, в частности, монаха Киево-Печерского монастыря Алипия.

Среди памятников монументальной живописи самыми выдающимися являются мозаики и фрески Софийского собора в Киеве. Созданный во времена правления Ярослава Мудрого, этот собор стал одним из первых оригинальных памятников древнерусского искусства.

После татаро-монгольского нашествия и упадка древнерусской державы наследником художественных традиций Киевской Руси становится Галицко-Волынское княжество. Именно с Волыни — походит шедевр той эпохи — икона Волынской Богородицы. Очередной взлет украинского иконописного искусства выпадает на XVI в. В изобразительную культуру проникают гуманистические идеи Возрождения. Одновременно на профессиональное искусство все большее влияние оказывает народное мировосприятие.

Портрет Михала Потоцкого. Художник Мирис

Портрет Михаила Потоцкого. Художник Мирис

Упрощенность образов, декоративность, искренность ощущений создали самобытную украинскую икону.

С XVI в. внутри иконописи зарождаются другие жанры — пейзаж, портрет, натюрморт. Портрет прославлял представителей новой украинской шляхты, казацкую старшину, богатых мещан. Украинский парадный портрет объединял традиции монументальной религиозной живописи, западноевропейского репрезентативного портрета, черты польского сарматского портрета. Самые известные художники и иконописцы тех времен — Николай Петрахнович, Василий Петрахнович, Юрий Шимонович, иеромонах Самуил и др.

В XVII-XVIII вв. в украинском искусстве, как и по всей Европе, распространяется барокко. В Украине барокко тесно связано с традиционным народным искусством. Такая связь, с одной стороны, обогатила иконопись нарядностью, пышностью, мажорностью цветового решения, с другой — смягчила характерную для католического барокко экзальтированность образов. Иконопись приобретает оттенки светскости. Художники начинают использовать светотень, принципы пространственной и воздушной перспективы, происходит переход на технику масляной живописи. Большое значение в этот период приобретают местные школы — ЛЬВОВСКИЙ художественный цех, мастерские при Киево-Печерской и Почаевской лаврах, других крупных монастырях и имениях магнатов.

Портрет Виктории Поцей. Художник Ф. Павликович

Портрет Виктории Поцей. Художник Ф. Павликович

Конец XVIII — начало XIX в. в Украине — рубеж, отделяющий искусство, основанное на религиозных принципах, от нового — светского. Это время отмечено деятельностью выдающихся украинских портретистов Дмитрия Левицкого и Владимира Боровиковского.

В XIX в. двери украинским художникам открывает Петербургская академия искусств. На то время это было единственное высшее учебное заведение, где готовили профессиональных художников по европейскому образцу. Этот период в украинской культурной и общественной жизни проходит под влиянием личности Тараса Шевченко. Бывший крепостной, позже — ученик Карла Брюллова, академик Петербургской академии искусств по классу гравюры, в своем творчестве он воплощал принципы реализма. Своеобразной и интересной была идея создания альбома «Живописная Украина», посвященного истории, памятникам, быту, природе родного края. Поэтические и художественные образы Украины, воплощенные в произведениях Шевченко, будили интерес и любовь к родной земле. Его идеи вдохновляли художников Жемчужникова, Соколова, Трутовского. XIX в. — период становления национальной школы пейзажной живописи. Украину того времени называли «восточноевропейской Италией». Сюда любили приезжать художники из России и стран Европы, чтобы обогатиться новыми темами и образами. Одним из таких художников был Василий Штернберг, друг Шевченко, мастер лирического пейзажа. Среди значительных украинских художников, тяготеющих к идеям передвижников, был Левченко, который находил красоту в обыденных, неярких и неприметных уголках природы.. Лирическое и эпическое органично переплелось в творчестве харьковчанина Васильковского.

Портрет Анны Закревской. Художник Т. Шевченко

Портрет Анны Закревской. Художник Т. Шевченко

Большое значение в начале XX в. приобретают учебные заведения — Одесское художественное училище и Киевская школа рисования. В Киеве преподавали такие выдающиеся художники и педагоги, как Николай Мурашко, Николай Пимоненко, Иван Селезнев, частыми посетителями были Михаил Врубель, Василий Васнецов, Илья Репин, Николай Ге.

Украинское искусство на рубеже двух столетий не могло не испытать влияния модных европейских течений — импрессионизма и постимпрессионизма, модерна, различных направлений авангарда. Украинский авангард 1910-1930 гг. — явление интересное, незаурядное, поражающее разнообразием личностей художников. Своеобразием отличалась харьковская школа, художники которой отстаивали принципы конструктивизма. Ее представителями были Анатоль Петрицкий и Василий Ермило, которого можно считать родоначальником школы дизайна в Украине. В Киеве работала Александра Экстер, известная реформистка театрального искусства, которая в живописи воплощала идеи кубофутуризма. Среди известных художников того времени необходимо вспомнить: идеолога и теоретика искусства, автора трактата «Живопись и ее элементы» Александра Богомазова, Давида Бурлюка, который так же, как Экстер, тяготел к кубофутуризму. Всемирно известный Казимир Малевич имел украинские корни и часто упоминал о влиянии украинского барокко и иконописи на свое творчество. Оригинальным явлением начала XX в. была художественная школа Михаила Бойчука, мастера которой стремились создать национальное монументальное искусство на религиозных принципах, объединив его с традициями народной картинки, городского примитивизма и лубка. К сожалению, большинство из этих художников в тридцатые годы были репрессированы.

Портрет Бориса Томары. Художник Г. Васъко

Портрет Бориса Томары. Художник Г. Васъко

Украинская живопись советских времен, несмотря на сложные условия существования и самореализации, полна имен талантливых и даже уникальных живописцев. Это такие корифеи украинского искусства, как Мелихов, Будников, Костецкий, Яблонская, Шовкуненко и многие другие, сохранившие в своем творчестве лучшие достижения европейских реалистических школ. Яркую страничку в искусство послевоенного времени вписали западно-украинские художники, которые до 1949 года не прерывали связи с западноевропейскими живописными школами. Сегодня сложно себе представить украинское искусство без работ Манайло, Эрдели, Бокшая, Глюка, Коцки, Сельского, Монастырского, Звиринского. Эта плеяда мастеров творчески переосмыслила и опыт мюнхенской сецессии, и формальные искания чешских художников-неопримитивистов, и находки постимпрессионистов. 1960-е гг. (времена так называемой хрущевской оттепели) дали возможность отечественным художникам ознакомиться с фондами мировых музеев, с процессами в современном искусстве Европы и Америки. Это обусловило появление различных творческих манер и направлений.
Современное украинское искусство развивается в контексте с мировым. В живописи актуальной остается национальная тема — в тематических и исторических картинах, в пейзажах, в ассоциативных и формальных работах. 90-е годы отмечены смелыми творческими исканиями. Это неофигуратив объединения «Парижская коммуна», разработка элементов формального языка живописи членами «Живописного заповедника». Параллельно с традиционной живописью интенсивно развивается фотоискусство, видеоарт, инсталляции. При этом украинское искусство остается самобытным и актуальным для культурной жизни страны.