Вместе с общественными изменениями недавно начала меняться и позиция художника — шаблонный образ художника-интроверта, странного отшельника, что копается в себе и абсолютно непонятным для окружающих, превратился в открытого, активного и пассионарного деятеля, одним из главных навыков которого является способность говорить.
Осознание своего творчества как коммуникации и выход художника из мастерской привел к появлению огромного количества резиденций, фестивалей, групповых проектов, форумов и других платформ для коллективного творчества, в основе которой лежит общение.
Не будет большим допущением сказать, что едва ли не каждое произведение искусства является результатом не монолога, а диалога. И что он более неформальный, тем эффективнее.
Потребность в общении актуальна не только для художников: учитывая социокультурную ситуацию нашей страны говорить сегодня необходимо как никогда. Реакцией на эту потребность инициатива междисциплинарного форума «ПогранКульт: ГалицияКульт», который в этом году проводится в Харькове.
Начиная с 2014, благотворительный фонд «Художественные недрах» организовывал масштабные проекты в рамках инициативы «ПогранКульт». Большой фестиваль «ДонКульт», имевший целью знакомство Украины с культурой Донбасса, провели дважды — в Киеве и Львове.
«ПогранКульт» — мультикультурный форум, основанный на идее объединения и сотрудничества регионов Востока и Запада. Основная цель организаторов форума «ГалицияКульт» — разрушение мифов и шаблонов в представлениях друг о друге в диаметрально отдаленных регионах Украины (на этот раз это Галичина и Слобожанщина), культурная диффузия и диалог между художественными средами не только на уровне знакомства, но и на уровне сотрудничества.
Именно поэтому в этом году форум продлится достаточно долго — с мая по октябрь. Первой частью форума стали «Художественные резиденции», которые состоялись в Харькове и представили промежуточные наработки накануне Дня независимости.
«Резиденции» принимают 6 творческих групп, две недели работают в разных сферах искусства под руководством известных менторов. Резиденции расположили в знаковых харьковских локациях, с которыми участники связывают свои проекты.
Несколько участников из Западной Украины во главе с харьковским архитектором Олегом Дроздовым и социологом Ириной Сальник погрузились в изучение контекста литературной жизни Харькова 1920-30-х годов.
Как утверждают участники, архитектура — это не обязательно объект, и архитектор не всегда апеллирует к материальным форм. Поэтому участники архитектурной резиденции исследуют известный харьковский дом «Слово» с перспективой публикации исследования онлайн.
Группа архитектурной резиденции
Возведенный в конце 1920-х кооперативом литераторов, дом «Слово» имеет в Харькове печальную славу. Здесь жили известные украинские литературные деятели ХХ века: Павел Тычина, Остап Вишня, Николай Волновой, Гео Шкурупий, Иван Багряный, Валерьян Пидмогильный, Наталья Забила, Михаил Семенко и многие другие интеллектуалов, чьи имена вошли в историю как «расстрелянного возрождения».
В 1933 году после ареста Михаила Ялового покончил с собой Николай Волновой. Эти события положили начало преследованиям, и впоследствии почти все жители «Слова» были репрессированы.
Для советской власти строительство дома для писателей было удобным способом собрать всю опасную когорту интеллектуалов в одном месте, чтобы легко их отслеживать и последовательно уничтожать.
Интересная и архитектура самого здания, которую архитектор Михаил Дашкевич возвел в форме буквы «С» в стиле, колеблется где-то между модерном и конструктивизмом.
Изучив архивы Харьковского литературного музея, пообщавшись с нынешними жителями и поработав с городской средой вокруг дома, участники резиденции хотят максимально широко рассказать об истории этого непростого места.
Одним из основных вызовов для участников была попытка охватить историю дома во всей ее полноте, сместить акцент с чисто трагического на не менее важный художественный, и поэтому большое значение в проекте отведено образовательный миссии.
По словам Олега Дроздова, дом «Слово» — это материальный монумент, находится в другом временном измерении и культурном контексте. Цель нынешней архитектурной резиденции — расширение этого контекста в виртуальной плоскости.
«Турбоатом» — особенный для Харькова завод, одно из крупнейших предприятий не только города, но и всей страны. Это один из крупнейших заводов в мире, производит паровые и гидравлические турбины. Тем более неожиданный факт сотрудничества завода с художественной средой — группой художников-муралистов резиденции «ГалицияКульт».
Резиденция муралистов включает художников из Галичины и Восточной Украины, которые совместно работают над оформлением 6 стен территории завода монументальными панно по собственным авторским эскизам. Куратор резиденции — художница и преподаватель Харьковской академии дизайна и искусств Дария Хрисанфова.
Эскизы, которые художники уже сейчас переносят на стены, разрабатывались совместно с командой завода и прошли несколько стадий общего обсуждения. Все от расположения до мельчайших деталей обсуждался обеими сторонами перед началом работы.
«Сюжеты муралей были выбраны неслучайно, росписи изображают станки, элементы турбин и другого оборудования завода, которое обычный житель города увидеть не в состоянии, поэтому муралы — еще один шаг на пути большей открытости учреждения к обществу», — рассказывает начальник социальной политики завода Юрий Макаренко.
Как и в Киеве, городское пространство Харькова перенасыщен муралей и граффити, многие из которых принадлежат известным украинским художникам. Появление настенных росписей в городах — не внезапный бум, а длительный процесс, и, возможно, это одна из причин, почему в Харькове вокруг муралей НЕ идут ожесточенные публичные споры.
Если часто основной упрек в муралей — это отсутствие общественного решение относительно их содержания и размещения в публичном пространстве, то росписи на «Турбоатоме» — удачный пример консенсуса.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ Резиденция «КРУГ ОБЩЕНИЯ» В ЕрмиловЦентр
Эта резиденция хотела познакомить галицких и харьковских художников, собрав их в одном выставочном пространстве.
Одиннадцать участников, а именно Артем Волокитин, Виталий Кохан, Костятин Зоркин, Алексей Яловега, Роман Минин, Татьяна Малиновская, Валерий Губенин, Тереза и Михаил Барабаш, Оксана Солопов и Анна Шумская, в ходе длительных дискуссий создали единую концепцию совместной выставки, которую каждый по своему раскрывает в своем произведении.
Отталкиваясь от названия резиденции, художники сошлись на том, что круг предполагает определенную замкнутость и решили работать с идеей капсулы в широком смысле, исследуя ее как различные внутренние и внешние ограничения.
«Капсула может быть что угодно, — говорит художник Костя Зоркин. — Это и образ художника с его амбициями, и необходимость личной свободы. Существует языковая капсула, географическая капсула, в конце концов, становится понятным, что личность как таковая — это тоже в определенной степени капсула».
Симптоматично, что основная цель резиденции, заявленную как общение, некоторые художники фактически саботировали, решив работать в собственных мастерских и отмежеваться от коллективной генерации идей. Те же, кто работал вместе, создали целостное высказывание, оформленное в выставку.
Львовский художник Валерий Губенин сделал инсталляцию из крупных глазных яблок, апеллируя к тому, что оптика, точка зрения человека — это главный ее ограничитель, капсула, с которой мы смотрим на мир.
Харьковская художница Оксана Солопов представила инсталляцию из дерева и бумаги, которая символизирует физические ограничения человека. Работа львовского художника Михаила Барабаша обращается к вездесущей бинарности и необходимости ставить себя на место другого, чтобы достичь понимания. На большом полотне он выпалил слова «свобода / слобода» таким образом, что прочитать текст полностью можно, только находясь сразу с двух его сторон.
Константин Зоркин создал работу под названием «Dress-control» — большие деревянные силуэты человека и элементов ее одежды. К тяжелым рубашек, брюк, шляпы и сапог, а также и к самому человеку прикреплены металлические полоски, как в детских бумажных кукол-витинанок, которые можно переодеть. Основная тема работы — конструирование собственного «я», индивидуальности, которую мы примеряем на себя и которая становится нашей главной капсулой.
Работа «Привет из Харькова» львовской художницы Анны Шумской — это видео с несколькими десятками харьковчан, которые передают привет во Львов, спроектированное на большой конверт вместо экрана. Работы Анны — не единственная на выставке в ЕрмиловЦентр, прямо обращается в Харьков и работает с темами коммуникации между Востоком и Западом Украины.
Резиденция «Круг общения» заметно отличается тем, что художники не предпринимают прямого обработки локального контекста или определенных форума тем, зато рассматривая вопрос диагональных взаимодействий шире и универсальнее.
КИНО И АНИМАЦИЯ
В октябре свои результаты представляют две резиденции — анимационная резиденция «Открытая тема» (руководитель — аниматор Роман Дзвонковский) и резиденция для молодых кинематографистов Галичины и Харьковщины. Анимационная резиденция направлена на работу с совсем юными художниками. Дети от 10 до 14 сами написали фабулу к настоящему мультфильма, который в течение недели рисовали и лепили из пластилина, а потом анимировали.
Резиденция кинематографистов планирует создать несколько документальных лент на урбанистическую тему. Участники под руководством менторов Остапа Костюка, режиссера фильма «Живая костер», и Любви дураков работать над различными ключевыми для Харькова историями и местами.
В частности, уже сейчас молодые киношники ищут своих героев в доме «Слово», в Госпроме, на рынке Барабашово, надеясь впоследствии собрать все ленты в киноальманах.
Резиденция «МАСТЕР КЛАСС. Павла Макова и художник-график»
Слов не хватит перечислить все регалии Павла Макова — одного из самых известных украинских художников-графиков, члена Королевского общества живописцев и графиков Великобритании.
Несмотря на это, поучиться у мастера в Украине почти невозможно, Маков не преподает в государственных профильных вузах и вообще живет непубличной жизнью. Именно поэтому резиденция «Мастер-класс» оказалась чрезвычайно популярной среди кандидатов на участие, ведь на ее участников ждала уникальная возможность получить две недели лекций и воркшопов от Павла Макова.
Известный своей привязанностью в Харьков, Павел подчеркивает, насколько важно для художника находиться в органическом для себя контексте, работать с близкими и понятными темами. Актуальным и интересным, по словам художника, художник может быть только в родной стране.
Так, участникам резиденции он предложил поработать с художественным (и не только) контекстом Харькова, со средой, в которой они оказались. К слову, Маков делится с участниками не только своим практическим опытом, но и этическими взглядами на систему художественного образования и особенности преподавания. По словам художника, педагог в художественной сфере не может быть сугубо теоретиком, он практиковать.
«В нашем деле теория и практика абсолютно неотделимы», — говорит Павел. Так же нужен и обмен опытом между украинскими и зарубежными художниками, но пока такие обмены возможны только при широком содействии частных инициатив.
«Любое творчество — это всегда общение, — говорит Маков, — реальным результатом моей деятельности является не работа, которая висит на стене, или скульптура, которая стоит перед вами. Реальным результатом является то чувство, которое вы получаете после того, как столкнулись с моим произведением «.
В ходе резиденции известный ментор пересматривать предыдущие наработки каждого участника, давая собственные комментарии и рекомендации. Известный своей педантичностью и преданностью качества в произведениях, Маков говорит, что за две недели невозможно выполнить книгу, поэтому, вероятно, каждый участник сделает одну страницу, связанную с его пребыванием в Харькове, чтобы впоследствии объединить эти страницы в альбом.
И наконец, в октябре предстоит групповая выставка резидентов «Мастер-класса», которые покажут наработанный в ходе работы в Харькове материал. «Главным результатом должно стать личный опыт, который получат и участники, и я после наших встреч. Это обмен опытом, который еще будет иметь свои последствия в дальнейшем», — рассуждает о резиденции Павел, тем самым формулируя основной тезис всех «Художественных резиденций».
Главное не наработки и проекты, которые можно увидеть уже сегодня, самое важное — это опыт совместной работы, взаимодействие и наглядный пример диалога. Удачный он или нет, пока сложно судить, но прецедент не может не радовать.
Что в масштабе целой страны могут изменить несколько резиденций, несколько человек даже при условии, что их знакомство может породить интересный культурный контент и нарушить ряд актуальных вопросов?
Впрочем, возможно, речь не о пользе новых знакомств на уровне общества в целом. Важным здесь является сам метод, который предлагает форум «ГалицияКульт» — метод взаимного привнесение другого культурного опыта и практик в свой опыт, метод расширения собственного мировоззрения, основанного на жертве своим «я» в пользу неизвестного «мы».
Задачей «ГалицияКульт» научить украинский больше узнавать друг о друге. Однако в долгосрочной перспективе проект ставит целью научиться не бояться чужой культуры, а понять, что на языке искусства объясниться легче.
Если перефразировать клише «искусство не имеет границ», судя по проекту «ПогранКульт», можно сказать, что искусство одновременно и противостоит границам, и пытается работать на пределе.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.