Новости Запорожья и в Украине

Искусство на грани: ГалицияКульт в Харькове

1 Сентябрь 2016

Комментарии

0
 Сентябрь 1, 2016
 0

Вместе с общественными изменениями недавно начала меняться и позиция художника — шаблонный образ художника-интроверта, странного отшельника, что копается в себе и абсолютно непонятным для окружающих, превратился в открытого, активного и пассионарного деятеля, одним из главных навыков которого является способность говорить.

Осознание своего творчества как коммуникации и выход художника из мастерской привел к появлению огромного количества резиденций, фестивалей, групповых проектов, форумов и других платформ для коллективного творчества, в основе которой лежит общение.

Не будет большим допущением сказать, что едва ли не каждое произведение искусства является результатом не монолога, а диалога. И что он более неформальный, тем эффективнее.

Потребность в общении актуальна не только для художников: учитывая социокультурную ситуацию нашей страны говорить сегодня необходимо как никогда. Реакцией на эту потребность инициатива междисциплинарного форума «ПогранКульт: ГалицияКульт», который в этом году проводится в Харькове.

Начиная с 2014, благотворительный фонд «Художественные недрах» организовывал масштабные проекты в рамках инициативы «ПогранКульт». Большой фестиваль «ДонКульт», имевший целью знакомство Украины с культурой Донбасса, провели дважды — в Киеве и Львове.

galiciakult-1

«ПогранКульт» — мультикультурный форум, основанный на идее объединения и сотрудничества регионов Востока и Запада. Основная цель организаторов форума «ГалицияКульт» — разрушение мифов и шаблонов в представлениях друг о друге в диаметрально отдаленных регионах Украины (на этот раз это Галичина и Слобожанщина), культурная диффузия и диалог между художественными средами не только на уровне знакомства, но и на уровне сотрудничества.

Именно поэтому в этом году форум продлится достаточно долго — с мая по октябрь. Первой частью форума стали «Художественные резиденции», которые состоялись в Харькове и представили промежуточные наработки накануне Дня независимости.

«Резиденции» принимают 6 творческих групп, две недели работают в разных сферах искусства под руководством известных менторов. Резиденции расположили в знаковых харьковских локациях, с которыми участники связывают свои проекты.

galiciakult-2

Несколько участников из Западной Украины во главе с харьковским архитектором Олегом Дроздовым и социологом Ириной Сальник погрузились в изучение контекста литературной жизни Харькова 1920-30-х годов.

Как утверждают участники, архитектура — это не обязательно объект, и архитектор не всегда апеллирует к материальным форм. Поэтому участники архитектурной резиденции исследуют известный харьковский дом «Слово» с перспективой публикации исследования онлайн.
Группа архитектурной резиденции

Возведенный в конце 1920-х кооперативом литераторов, дом «Слово» имеет в Харькове печальную славу. Здесь жили известные украинские литературные деятели ХХ века: Павел Тычина, Остап Вишня, Николай Волновой, Гео Шкурупий, Иван Багряный, Валерьян Пидмогильный, Наталья Забила, Михаил Семенко и многие другие интеллектуалов, чьи имена вошли в историю как «расстрелянного возрождения».

В 1933 году после ареста Михаила Ялового покончил с собой Николай Волновой. Эти события положили начало преследованиям, и впоследствии почти все жители «Слова» были репрессированы.

Для советской власти строительство дома для писателей было удобным способом собрать всю опасную когорту интеллектуалов в одном месте, чтобы легко их отслеживать и последовательно уничтожать.

Интересная и архитектура самого здания, которую архитектор Михаил Дашкевич возвел в форме буквы «С» в стиле, колеблется где-то между модерном и конструктивизмом.

Изучив архивы Харьковского литературного музея, пообщавшись с нынешними жителями и поработав с городской средой вокруг дома, участники резиденции хотят максимально широко рассказать об истории этого непростого места.

galiciakult-3

Одним из основных вызовов для участников была попытка охватить историю дома во всей ее полноте, сместить акцент с чисто трагического на не менее важный художественный, и поэтому большое значение в проекте отведено образовательный миссии.

По словам Олега Дроздова, дом «Слово» — это материальный монумент, находится в другом временном измерении и культурном контексте. Цель нынешней архитектурной резиденции — расширение этого контекста в виртуальной плоскости.

galiciakult-4

«Турбоатом» — особенный для Харькова завод, одно из крупнейших предприятий не только города, но и всей страны. Это один из крупнейших заводов в мире, производит паровые и гидравлические турбины. Тем более неожиданный факт сотрудничества завода с художественной средой — группой художников-муралистов резиденции «ГалицияКульт».

Резиденция муралистов включает художников из Галичины и Восточной Украины, которые совместно работают над оформлением 6 стен территории завода монументальными панно по собственным авторским эскизам. Куратор резиденции — художница и преподаватель Харьковской академии дизайна и искусств Дария Хрисанфова.

galiciakult-5

Эскизы, которые художники уже сейчас переносят на стены, разрабатывались совместно с командой завода и прошли несколько стадий общего обсуждения. Все от расположения до мельчайших деталей обсуждался обеими сторонами перед началом работы.

«Сюжеты муралей были выбраны неслучайно, росписи изображают станки, элементы турбин и другого оборудования завода, которое обычный житель города увидеть не в состоянии, поэтому муралы — еще один шаг на пути большей открытости учреждения к обществу», — рассказывает начальник социальной политики завода Юрий Макаренко.

Как и в Киеве, городское пространство Харькова перенасыщен муралей и граффити, многие из которых принадлежат известным украинским художникам. Появление настенных росписей в городах — не внезапный бум, а длительный процесс, и, возможно, это одна из причин, почему в Харькове вокруг муралей НЕ идут ожесточенные публичные споры.

Если часто основной упрек в муралей — это отсутствие общественного решение относительно их содержания и размещения в публичном пространстве, то росписи на «Турбоатоме» — удачный пример консенсуса.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ Резиденция «КРУГ ОБЩЕНИЯ» В ЕрмиловЦентр

Эта резиденция хотела познакомить галицких и харьковских художников, собрав их в одном выставочном пространстве.

Одиннадцать участников, а именно Артем Волокитин, Виталий Кохан, Костятин Зоркин, Алексей Яловега, Роман Минин, Татьяна Малиновская, Валерий Губенин, Тереза и Михаил Барабаш, Оксана Солопов и Анна Шумская, в ходе длительных дискуссий создали единую концепцию совместной выставки, которую каждый по своему раскрывает в своем произведении.

Отталкиваясь от названия резиденции, художники сошлись на том, что круг предполагает определенную замкнутость и решили работать с идеей капсулы в широком смысле, исследуя ее как различные внутренние и внешние ограничения.

«Капсула может быть что угодно, — говорит художник Костя Зоркин. — Это и образ художника с его амбициями, и необходимость личной свободы. Существует языковая капсула, географическая капсула, в конце концов, становится понятным, что личность как таковая — это тоже в определенной степени капсула».

Симптоматично, что основная цель резиденции, заявленную как общение, некоторые художники фактически саботировали, решив работать в собственных мастерских и отмежеваться от коллективной генерации идей. Те же, кто работал вместе, создали целостное высказывание, оформленное в выставку.

galiciakult-6

Львовский художник Валерий Губенин сделал инсталляцию из крупных глазных яблок, апеллируя к тому, что оптика, точка зрения человека — это главный ее ограничитель, капсула, с которой мы смотрим на мир.

Харьковская художница Оксана Солопов представила инсталляцию из дерева и бумаги, которая символизирует физические ограничения человека. Работа львовского художника Михаила Барабаша обращается к вездесущей бинарности и необходимости ставить себя на место другого, чтобы достичь понимания. На большом полотне он выпалил слова «свобода / слобода» таким образом, что прочитать текст полностью можно, только находясь сразу с двух его сторон.

Константин Зоркин создал работу под названием «Dress-control» — большие деревянные силуэты человека и элементов ее одежды. К тяжелым рубашек, брюк, шляпы и сапог, а также и к самому человеку прикреплены металлические полоски, как в детских бумажных кукол-витинанок, которые можно переодеть. Основная тема работы — конструирование собственного «я», индивидуальности, которую мы примеряем на себя и которая становится нашей главной капсулой.

Работа «Привет из Харькова» львовской художницы Анны Шумской — это видео с несколькими десятками харьковчан, которые передают привет во Львов, спроектированное на большой конверт вместо экрана. Работы Анны — не единственная на выставке в ЕрмиловЦентр, прямо обращается в Харьков и работает с темами коммуникации между Востоком и Западом Украины.

galiciakult-7

Резиденция «Круг общения» заметно отличается тем, что художники не предпринимают прямого обработки локального контекста или определенных форума тем, зато рассматривая вопрос диагональных взаимодействий шире и универсальнее.

КИНО И АНИМАЦИЯ

В октябре свои результаты представляют две резиденции — анимационная резиденция «Открытая тема» (руководитель — аниматор Роман Дзвонковский) и резиденция для молодых кинематографистов Галичины и Харьковщины. Анимационная резиденция направлена на работу с совсем юными художниками. Дети от 10 до 14 сами написали фабулу к настоящему мультфильма, который в течение недели рисовали и лепили из пластилина, а потом анимировали.

Резиденция кинематографистов планирует создать несколько документальных лент на урбанистическую тему. Участники под руководством менторов Остапа Костюка, режиссера фильма «Живая костер», и Любви дураков работать над различными ключевыми для Харькова историями и местами.

В частности, уже сейчас молодые киношники ищут своих героев в доме «Слово», в Госпроме, на рынке Барабашово, надеясь впоследствии собрать все ленты в киноальманах.

galiciakult-8

Резиденция «МАСТЕР КЛАСС. Павла Макова и художник-график»

Слов не хватит перечислить все регалии Павла Макова — одного из самых известных украинских художников-графиков, члена Королевского общества живописцев и графиков Великобритании.

Несмотря на это, поучиться у мастера в Украине почти невозможно, Маков не преподает в государственных профильных вузах и вообще живет непубличной жизнью. Именно поэтому резиденция «Мастер-класс» оказалась чрезвычайно популярной среди кандидатов на участие, ведь на ее участников ждала уникальная возможность получить две недели лекций и воркшопов от Павла Макова.

Известный своей привязанностью в Харьков, Павел подчеркивает, насколько важно для художника находиться в органическом для себя контексте, работать с близкими и понятными темами. Актуальным и интересным, по словам художника, художник может быть только в родной стране.

Так, участникам резиденции он предложил поработать с художественным (и не только) контекстом Харькова, со средой, в которой они оказались. К слову, Маков делится с участниками не только своим практическим опытом, но и этическими взглядами на систему художественного образования и особенности преподавания. По словам художника, педагог в художественной сфере не может быть сугубо теоретиком, он практиковать.

«В нашем деле теория и практика абсолютно неотделимы», — говорит Павел. Так же нужен и обмен опытом между украинскими и зарубежными художниками, но пока такие обмены возможны только при широком содействии частных инициатив.

galiciakult-9

«Любое творчество — это всегда общение, — говорит Маков, — реальным результатом моей деятельности является не работа, которая висит на стене, или скульптура, которая стоит перед вами. Реальным результатом является то чувство, которое вы получаете после того, как столкнулись с моим произведением «.

В ходе резиденции известный ментор пересматривать предыдущие наработки каждого участника, давая собственные комментарии и рекомендации. Известный своей педантичностью и преданностью качества в произведениях, Маков говорит, что за две недели невозможно выполнить книгу, поэтому, вероятно, каждый участник сделает одну страницу, связанную с его пребыванием в Харькове, чтобы впоследствии объединить эти страницы в альбом.

И наконец, в октябре предстоит групповая выставка резидентов «Мастер-класса», которые покажут наработанный в ходе работы в Харькове материал. «Главным результатом должно стать личный опыт, который получат и участники, и я после наших встреч. Это обмен опытом, который еще будет иметь свои последствия в дальнейшем», — рассуждает о резиденции Павел, тем самым формулируя основной тезис всех «Художественных резиденций».

Главное не наработки и проекты, которые можно увидеть уже сегодня, самое важное — это опыт совместной работы, взаимодействие и наглядный пример диалога. Удачный он или нет, пока сложно судить, но прецедент не может не радовать.

Что в масштабе целой страны могут изменить несколько резиденций, несколько человек даже при условии, что их знакомство может породить интересный культурный контент и нарушить ряд актуальных вопросов?

Впрочем, возможно, речь не о пользе новых знакомств на уровне общества в целом. Важным здесь является сам метод, который предлагает форум «ГалицияКульт» — метод взаимного привнесение другого культурного опыта и практик в свой опыт, метод расширения собственного мировоззрения, основанного на жертве своим «я» в пользу неизвестного «мы».

Задачей «ГалицияКульт» научить украинский больше узнавать друг о друге. Однако в долгосрочной перспективе проект ставит целью научиться не бояться чужой культуры, а понять, что на языке искусства объясниться легче.

Если перефразировать клише «искусство не имеет границ», судя по проекту «ПогранКульт», можно сказать, что искусство одновременно и противостоит границам, и пытается работать на пределе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

(Spamcheck Enabled)