Языческий жертвенник

Языческий жертвенник

Вера принадлежит к фундаментальным основам бытия, она возникла вместе с человеком, помогая ему стать самим собой. Наши предки не противопоставляли себя окружающему миру, а просто искали в нем свое место, а с «чужими» пытались договориться: включить их в свое жизненное пространство, наладить отношения путем жертвоприношений, ритуалов, обрядов. Так, объектами поклонения наших предков — древних славян — были природные стихии: огонь, ветер, вода, земля; небесные светила — солнце, луна и звезды; растения, животные и птицы. Украинский фольклор, обрядовая культура донесли до наших дней обломки того древнего мировоззрения. В народе сохранились заговоры на зверей и насекомых, луну и дождь, громовые ритуалы. Христианские летописцы иронически замечали, что язычники «верят в чих и воронью стаю». И действительно, многочисленные средневековые рукописные сборники полезных советов с описаниями магических заклинаний и действий, различных чудес переписывались и были весьма популярны в народе до начала XX в. Еще недавно, встречая рассвет солнца, в Житомирской области приговаривали: «Слава Богу, рассвело», — радуясь появлению солнца на небе, новому дню, возможности продолжать жизнь. Фронтоны полесских домов на Волыни до сих пор украшают «солнышки»; изображения солнца якобы защищают жилище от любого зла. С этой же целью на матице традиционной украинской хаты вырезали солнечный диск, иногда рядом с изображениями луны и звезд, позднее — креста. Зимой природа спит, солнце не греет и светит скупо, поэтому не лишне было бы договориться с бурями и метелями, чтобы не вредили. Для этого на Рождество приглашали мороз и бурю «кутью есть», надеясь, что задобренные таким образом, они не появятся весной и летом.

В летописях упоминается о поклонении источникам,  ручьям. Без воды земля превращалась в пустыню, поэтому и сегодня каждый колодец в Украине оформляется, украшается срубами, или стоит над ним журавель — птица, некогда почитаемая нашими предками. По народным поверьям, птицы, возвращаясь из теплых краев, приносили на своих крыльях тепло, весну. В Полесье до сих пор здороваются с аистами, журавлями, дикими гусями, и подбрасывая вверх пучок соломы или сена, желают:» Вот вам на гнездышко, а нам на теплое». В народной поэзии человека часто сравнивают с растением, деревом: девушка красивая, как цветок, стройная, как тополь; казак крепкий, как дуб; ребенок растет, как верба.

Представления о Мировом дереве, чьи корни под землей, а верхушка на небе, как о своеобразной модели мира свойственны не только славянам, но и другим народам мира. Все тут едины — мертвые, отошедшие в подземный мир, живые из срединного, видимого мира и боги из небесной, выси. Изображения Мирового дерева, которое трансформировалось в Родовое дерево, распространено в народной вышивке (полтавские «колышковые рушники»), в декоре жилища — подольские росписи домов. По представлениям наших предков, параллельно с людьми этот мир населяли разные духи, как правило, невидимые человеческому глазу. В лесах жили мавки, лесовики, чугайстры, в воде — водяные, красные и белые панны — русалки, в хатах жил домовик. Неписаный кодекс обычаев регламентировал отношения с представителями этого мистического невидимого мира; придерживаясь его, можно было исключить нежелательные контакты. Так, к примеру, нельзя было рубить в лесу «главное дерево», бросать в воду мусор, на Троицу ходить в поле, класть на стол спички и т. д.

Поэтические представления наших предков о природе, дошедшие до нас в народной поэзии и традиционной культуре, являются свидетельством определенной экологичности народной культуры, главным законом которой была личная ответственность каждого человека за плохие поступки, которые, как считалось, могли привести к стихийному бедствию. Прославляя природу — творение Божье, — люди прославляли и самого Творца, благодаря Его за дождь и солнце, за красоту молодого месяца, за новый день.