Новости Запорожья и в Украине

23 Октябрь 2016

Комментарии

0
 Октябрь 23, 2016
 0
Категория Интересное

В своё время украинские земли славились ремесленным производством, когда на первый план мастер ставил не количество, а качество изделий, часто — уникальных. Если Киевская Русь знала около 60 ремесленных специальностей, то в конце XV в. их насчитывалось уже не менее 200, а на исходе XV в. — уже до 300. На сегодняшний день их сохранилось немного — примерно 22-23 специальности, в том числе — гончарство, кузнечное ремесло, кожевенное и скорняжное дело, ткачество, медальонное искусство. С течением времени изменилось даже смысловое содержание слова «портач». Сейчас так называют того, кто сделал некачественное, быстро вышедшее из строя изделие. В средние века портачами были сельские ремесленники, беглые крестьяне, занимавшиеся ремеслом, цеховые подмастерья, которые боролись с ремесленниками, объединенными в цеха, за рынки сбыта. Как правило, портачей прятали у себя польские магнаты, чтобы получать более дешевые и достаточно качественные изделия.

Старейшее ремесло на Земле — гончарное. На японском острове Хонсю найдены горшки, которым 13 тыс. лет, в Иране их лепили в X в. до н. э. На Украине их начали делать где-то с ІV-V тыс. до н. э. Но если в жарких странах Азии древние люди обжигали изделия на солнце, то в Украине — открытым огнем, когда температура достигала 300-400 градусов. Позже появились гончарные печи, где температура обжига возросла до 800-900 градусов.

В глубокой древности деревянная форма облеплялась полосками глиняной массы, чтобы получить необходимую форму изделия. Как известно, на первых порах посуда делалась с острым днищем, чтобы ее можно было втыкать в землю. Затем в V тыс. до н. э. изобрели ручной, а в средние века — ножной гончарный круг. До наших дней сохранилось пять способов изготовления керамики, причем формовка, лепка и роспись сегодня тоже ведутся вручную.
Когда к началу X в. на Руси гончарный круг вытеснил лепную керамику, мастера по-прежнему замешивали глину на настоях лекарственных трав. Использовались гончарные глины различных цветов: белая, кремовая, красная, охристая, коричневая, темно-серая. Не рекомендовалось применять глину черного цвета, но позднее и она шла в дело.

Считалось, что от древнеславянского слова, то есть глина, произошло понятие «зодчий». Даже само название профессии «гончар» произошло от двух слов: горн. Некоторое время на ремесло влияли восточные мотивы персов и арабов, потом Византии, Западной Европы, особенно германские. С XV в. в Украине широко использовалась майолика, во многом схожая со средневековой византийской и античной традицией. Ассортимент изделий был очень широким: посуда для приготовления, хранения, подачи еды на стол, бочонки, баньки, декоративная посуда, изразцы, черепица, дымовые трубы, детские игрушки, мелкая скульптура. С XV в. на территории Украины резко возросло количество людей, употребляющих табак — больше для курения, чем нюханья. Слова «тютюн», «люлька» пришли в Украину от турок и крымских татар. В связи с этим гончары стали значительно больше производить керамических трубок (люльки), ведь на Гуцульщине курили ранее почти все — и женщины, и мужчины, и немало людей увлекались этой вредной привычкой с пяти лет (старославянское слово означало чад, дым, смрад).

Гончарные изделия убивают вредные микробы, в жару хранят холод, а в холодную пору держат тепло. В них дольше не скисает молоко, причем в старину делались даже горшки с двойным дном и стенками — своеобразный термос. По геомагнитному полю Земли ученые с точностью до 25 лет определяют возраст гончарных изделий, потому что обожженные изделия намагничиваются и сохраняются в таком состоянии многие сотни лет.

В XX веке в Украине существовало около 700 гончарных центров. Находится центр левобережного гончарства — пос. Опошня, которому не менее 2500 лет. Скорее всего, гончарное ремесло зародилось там примерно 3 тыс. лет назад: сначала люди делали глиняные скульптуры, потом посуду для сыпучих материалов, позже — для жидких. В этой столице гончарства в XV в. проживали 12 тыс. жителей (для сравнения — в 2009 г. население здесь не превышает 6 тыс.). Это село на семи холмах, о посёлке знала вся Украина и Европа. К началу XX в. здесь активно работали более тысячи мастеров гончарного промысла. За изделие им платили вдвое-втрое дороже, чем из других мест. Даже в конце 80-х годов XX в. изделия экспортировались в 20 стран мира. В наши дни один из трех керамических заводов Опошни стал маслобойным, другой тоже работает не по назначению, а третий теперь как малое частное предприятие, чаще отправляет работников в отпуска за свой счет, нежели работает. Магазин керамики стал продуктовой точкой, здание художественной керамики, построенное в 1912 г. в стиле украинского модерна, — полуразрушенное. Даже в основном забыли, что раньше кутью варили только в новом поливном горшке, а подавалась на стол обязательно в новой тарелке.

Аналогичный гончарный центр существовал в XІX — начале XX века в Косовском районе. Сегодня фарфоровая, фаянсовая, стеклянная, металлическая посуда почти повсеместно вытеснила традиционное гончарство. Попытки возродить его пока не очень успешные. К примеру, на Волыни последний профессиональный горшечник Владимир Ковальчук перешагнул 75-летний возраст, но так и не приобрел учеников, которым бы передал свое мастерство. Ведь вырабатывается оно годами: немногие оставшиеся еще гончары на глаз определяют температуру печи для обжига, окуривают печь особыми травами, могут сделать макитру на 60 литров!

Сейчас некоторые керамические производства выпускают в основном декоративную посуду и скульптуру. Мастера, учитывая оживление интереса у «новых украинцев» — богатеев и олигархов, делают, как, например, Дмитрий Кушнирук, керамические обереги. Один такой талисман в виде паука, который вешают в доме для отпугивания злых духов, стоит от 2500 гривен и более.

Сначала металл, полученный из болотной железной руды, обрабатывали камнем. На округу диаметром 20 — 30 км была, как правило, одна кузница. Славяне губчатое мягкое железо били колотушками в холодном виде, чтобы удалить примеси. Позже стали нагревать полосы железа и ковать. Ремесло кузнеца нередко воспринималось загадочным, необычным (нечто вроде козней), почти колдовским, поэтому не только в Иерусалиме, но и на Руси кузнецы селились отдельно от других жителей. Не исключено, что имя легендарного князя Кия родственно слову «ковать» и могло означать молот, палицу. Сначала с использованием болотной и озерной руды кузнечное ремесло не требовало сложной технологии. На практике едва ли не каждый мог сделать для себя простейший железный инструмент.

Особенно много делалось на Руси ножей, не менее девяти видов. При раскопках их находят многие тысячи, потому что качественных, дорогих ножей было немного, преобладал «ширпотреб». Нож в те времена был нужен не только как полезный инструмент, но и как атрибут каждого, даже не обязательно взрослого человека. Его носили на поясе даже подростки, женщины, ибо его наличию придавали некое мистическое значение. На нож давали клятву, его никогда не передавали чужому, женихи дарили невесте нож при обручении. Умершему жителю обязательно помещали его в могилу. Ножи в ІX-X вв. делали небольшими.
Нельзя было жить в то время и без топора, который был необходим и в мирной жизни, и служил как оружие. Рабочие топоры назывались секирами, и это название почти неизменным осталось в украинском и белорусском языках. Топор, изготовленный на землях киевщины, отличался от новгородского. Он был больше похож на современный сельский колун и вполне подходил в качестве боевого. Маленькие бронзовые топорики славяне носили на груди в качестве амулетов (оберегов), существовали детские игрушки в форме топора.

С XV в. на Украине появились таборы цыган, а к концу XV в. их уже было достаточно много по всей Малороссии. Часто мужчины-цыгане работали странствующими кузнецами, с которыми жители расплачивались за изделия или за их ремонт, как правило, продовольствием. К XX в. во всех украинских селах, местечках и городах были кузницы. Располагались они на окраинах, в срубной, крытой гонтом или тесом однокомнатной постройке с горном, мехами, наковальней, корытом с водой для охлаждения изделий. Кузнецы делали как предметы домашнего обихода, так и холодное оружие, подковывали лошадей, оковывали колеса железными шинами. Часто подковы служили в домах оберегами. Их вешали на дверях концами обязательно вверх, ведь считалось, что дьявол двигается по окружности, и, дойдя до конца подковы, пойдет обратно.

Виртуозы-кузнецы наловчились в горне с его температурой до 2 тыс. градусов даже печь картофель. Его следовало завернуть в мокрую газету, положить в затухающие угли, сверху присыпав пеплом. В течение нескольких минут картофель был готов, причем газета оставалась целой.

До сегодняшнего дня в селе района Закарпатья сохранилась действующая водяная кузница X в. Поэтому здесь часто проводят фольклорные праздники. Сам кузнечный промысел, как и кузницы, в 50-х годах XX в. начал исчезать, потому что появились механические мастерские, пневматические молоты и в целом промышленное производство необходимых изделий. До 70-х годов кустарное кузнечное ремесло существовало лишь в отдаленных селах Западной Украины и Закарпатья.

В наши дни распространена больше всего художественная ковка, но ее изделия для большинства населения Украины недоступны из-за дороговизны.
Украинские энтузиасты кузнечного дела за последние 10 лет организовали несколько фестивалей, праздников кузнецов — прежде всего в Ивано-Франковске и Львове. Сейчас большинство творчески работающих кузнецов живут в Донецке, Ивано-Франковске, Львове. В Одессе эмигранты из Средней Азии братья Абдуллаевы создали свою кузницу. В 2007 г. на пятом международном фестивале кузнецов в Ивано-Франковске участвовали около 300 человек, в том числе из США, Голландии, Великобритании, включая шесть женщин. Аналогичные праздники под названием «Железный лев» проводятся во Львове (шутят: здесь на 1 кв. м земли кузнецов насчитывается больше, чем во всей Украине). А вот чемпионат республики по кузнечному семиборью в Донецке, проходивший в 2007 г., собрал всего 9 мастеров. Зато для Донецкого парка кованых фигур ко Дню шахтера 27 августа 2009 г. доставили металлическую скульптуру под названием «Букет цветов». Ее выковали в Ивано-Франковске 40 кузнецов из 17 стран во время кузнечного фестиваля 2008 г.

Популярным в Украине и Беларуси в последние годы стал обычай изготовления подковы «на счастье» во время свадьбы. Имея предварительную заготовку, ее можно выковать за 20-25 минут. При этом жениху разрешается несколько раз ударить по заготовке молотом. Потом его посвящают в кузнецы: сверху на молот ставят рюмку со спиртным, которое нужно выпить, не поддерживая руками. Иногда эту процедуру желает пройти и невеста…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

(Spamcheck Enabled)