Новости Запорожья и в Украине

Скульптор и медальер Антоний Мадейский с Великой Волыни

17 Октябрь 2016

Комментарии

0
 Октябрь 17, 2016
 0
А.Мадейський (в шляпе) вместе с коллегой К.Карчмарчиком

В 1925 году Национальный монетный двор в Варшаве объявляет конкурс на проект польских золотых монет. Участие в этом конкурсе принимает известный в то время польский художник, скульптор Антон Мадейский и создает возвышенно-чувствительное изображение символической Полонии — женщины с покрытой головой, в венке из клевера на фоне колосьев.

moneta moneta-1

Музой, которая вдохновила медальера на создание известного с тех пор женского профиля, стала госпожа Янина Морштинова, урожденная Жултовская, жена польского военного атташе в Риме, писателя Людвика Херонима Морштына.

С госпожой Яниной художник был знаком еще до Первой мировой войны, когда она вместе с родителями посещала его семинары в Риме. С ее портрета Антон Мадейский и выполнил эскиз для монет, который тогда получил вторую премию. В 1932 году в обращение были введены монеты с изображением Полонии из проекта Антона Мадейского на реверсе двух-, пяти- и десятизлотових серебряных монет, которые циркулировали в стране до 1939 года.

Первая слева в верхнем ряду госпожа Янина Морштинова

Первая слева в верхнем ряду госпожа Янина Морштинова

На момент участия в конкурсе известному скульптору Антону Мадейскому уже были известны вкус славы, признания, он сотрудничал с выдающимися художниками Европы, жил и работал в центре мирового искусства — в Риме. Вот так распорядилась судьба жизнью этого талантливого человека, который родился в 1862 году в Большой Волыни — селе Фосня, Овручского уезда (теперь Житомирской области) царской России.

А.Мадейський (в шляпе) вместе с коллегой К.Карчмарчиком

А.Мадейський (в шляпе) вместе с коллегой К.Карчмарчиком

Фортуна была благосклонна к Антону, наделенного божьей искрой к искусству. Амбициозный 20-летний художник учится у лучших преподавателей Краковской академии изящных искусств: Исидора Яблонского, Владислава Лушкевича и Валерия Гадомского. С 1886 году он продолжает обучение в студии Германа Хельмера, Карла Кундмана и Каспара Клеменса Цумбуша в Венской академии. С 1893 по 1898 годы ему выпадает возможность изучать скульптуру в Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств, где он ежегодно участвует в академических выставках и становится одним из самых успешных скульпторов в городе.

Польша, Франция, Германия, Италия… География путешествий выдающегося скульптора охватывает крупнейшие художественные центры Европы, где сконцентрированы шедевры мировой живописи, скульптуры, архитектуры. В конце концов, комфортным для проживания и творчества Антон Мадейский выбирает для себя Рим, где проживает с 1889 года.

Рим поражает и завораживает, окутывая художника аурой античного искусства, вдохновляя гуманистическим духом эпохи Возрождения, формирует его собственный стиль в скульптуре, реализуя весь свой уникальный обучение, который Антон Мадейский прошел в лучших европейских художественных школах. Преданность этому изысканному стилю выдающийся художник сохранил на протяжении всей своей творческого пути.

Руку мастера отмечает филиграни и точность линий. Изящество, воплощенная в покоренном камни, величественная и сдержанная, даже холодная в своей религиозности — скульптор воплощает образы выдающихся исторических персоналий прошлого. Среди этих работ художника — монументальный бюст Яна Матейко, установленный на фасаде здание Дворца изящных искусств в Кракове (1901), а также известные надгробные композиции в Вавельском соборе в Кракове: королевы Ядвиги (это был заказ Кароля Ланцкоронских в 1902 году) и короля Владислава ИИИ Варненьчика (заказ кардинала Яна Пузини в 1906 году).

 Бюст Яна Матейко. Бронза, 1900

Бюст Яна Матейко. Бронза, 1900

Гробница короля Владислава ИИИ Варненьчика. Бронза. 1906

Гробница короля Владислава ИИИ Варненьчика. Бронза. 1906

Католическая святая, польская королева Ядвига, «мать трех народов» — Польши, Литвы и Руси-Украины, которая должна также иметь титул «Королевы Руси», современная покровительница объединенной Европы, была одной из величайших фигур Европы в XIV века в политической, социальной, религиозной, культурной сферах. Известная своей дальновидной мудрости и благотворительностью, она умерла в возрасте 25 лет. Все свои драгоценности она завещала отдать на восстановление и развитие краковского университета, по сегодняшний день называется Ягеллонским в честь короля Владислава Ягайло. Саркофаг королевы, выполненный Антоном Мадейским из белого мрамора, показывает усопших мудрую и прекрасную женщину в королевском одеянии, с короной на голове, со сложенными в молитвенном обращении руками. У ее ног — собака, символ преданности. Красота королевы аскетическая, неземная. Пепельный оттенок каррарского мрамора с тонкими природными прожилками состоят в нерукотворные узорах, которые почувствовал, уловил и покорил скульптор.

madeyskij-skulptura-4

madeyskij-skulptura-5

Именно эти работы принесли Антону Мадейский признание, славу и… новые заказы от аристократических семей Польши: Сангушко, Тарновских и Чарторыйских. Он выполняет эпитафию Владислава Чарторыйского в Вавельском соборе, рельеф с изображением Стефана Батория для Королевского замка в Вавеле, памятник Маурицио Дружбацкого в соборе Петра и Павла.

Бюст Романа Дамиана Сангушко. Мрамор. 1913-1914.

Бюст Романа Дамиана Сангушко. Мрамор. 1913-1914.

Рельеф с изображением Стефана Батория

Рельеф с изображением Стефана Батория

Бюст Фридерика Шопена

Бюст Фридерика Шопена

Кроме плодотворной творческой работы, Антон Мадейский активно участвует в художественной жизни польской диаспоры в Риме. Его студия на улице Фламиния 36 становится настоящим художественным салоном, а также «польским посольством» в Риме, как тогда ее называли — той важной для польской общины коммуникацией, которая там происходила в те времена. И это было не только живопись и скульптура: в 1899 году Мадейский организует польские чтения в старинном литературном кафе «Греко» на улице Кондотти.

На встрече художников в Риме. Мадейский - второй справа

На встрече художников в Риме. Мадейский — второй справа

Искренне занимался он художником Александром Геримским, который проходил курс лечения в психиатрической больнице. После его смерти в 1902 году, он почтил товарища посмертной выставкой его полотен в Обществе поощрения художеств и присоединился (за свой счет в том числе) к созданию бюста Геримського на его могиле на римском кладбище Кампо Верано.

Второй его коллега, с которым его связывали теплые дружеские отношения, — Виктор Бродский.

В 1908 году Антон Мадейский был отмечен Рыцарским крестом ордена Франца Иосифа в знак признания его заслуг для польского Кракова.

В 1935 году Общество поощрения художеств отметил 50-летие творческой деятельности выдающегося скульптора юбилейной выставкой его работ, что позволило критикам оценить многолетний задел Антона Мадейский, который охватывал не только скульптурные и архитектурные работы. Зрителям были представлены масляная живопись, акварели, рисунки и фотографии. Экспозиция вызвала широкий резонанс и «разогрела» интерес критиков к признанному мастеру, еще раз отметили многогранность его таланта, филиграни творческого почерка, большую историческую эрудицию и огромный академический опыт. Заслуженный почет скульптору, художнику!

Антон Мадейский умер 2 февраля 1939 в Риме и был похоронен, согласно его воле вместе со своими товарищами-художниками Виктором Бродским и Александром Геримським в общей могиле на кладбище Кампо Верано.

А совсем недавно — в марте 2006 года — в серии «История злотого» Польский Народный Банк выпустил монеты номиналом 2 злотых с Нордик и 10 злотых из серебра с изображением монет 1932 года — по проекту Антона Мадейского с профилем его музы Янины Морштиновой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

(Spamcheck Enabled)