Новости Запорожья и в Украине

2 Сентябрь 2015

Комментарии

0
 Сентябрь 2, 2015
 0

Одно из первых упоминаний о российской бане в отечественной истории можно отыскать в «Повести временных лет», повествующей о событиях глубочайшей древности. Её создатель — летописец Нестор — поведал о апостоле Андрее, наблюдавшем, как парились на Руси в древесной бане, куда «входили нагими и там обливались особыми составами. Позже брали розги (веники) и начинали себя бить, и до того секли, что чуть выходили живыми. Но позже, окатившись прохладной водой, вновь оживали».

Позже о необыкновенных приемах омовения в парной бане писали почти все иностранцы, посещавшие российские земли. Большая часть из их ошеломляли методы приема банных процедур: «Многие в Российской Империи парятся в самом крепком духу, а остальные даже не в бане, а в раскаленных печах. Но это уже настоящие любители, которые, кувыркаясь на разостланной траве в печи, приказывали ещё закрыть за собою заслонку печи, и так парятся, что душа вылетает вон!»

Помывочные процедуры россиян следил германский ученый и путник Адам Олеарий, который отметил, что «во всех городках и селениях у их (в Российской Империи) множество публичных и личных бань, в каких постоянно практически отыщешь множество моющихся». Европеец довольно точно обрисовал более соответствующие приемы: «Они, ложась на полках, велят себя бить и тереть тело разгоряченным березовым веником, потом, когда от жару сделаются красноватыми и изнемогают до того, что уже не в состоянии оставаться в бане, они выбегают из неё голые, как мужчины, так и дамы, и обливаются прохладной водой, а в зимнюю пору, выскочив из бани, они валяются в снегу, трут им тело, как будто мылом, а позже, остывшими таковым образом, опять входят в жаркую баню. Потому что их бани обыкновенно строятся при реках и ручьях, то Моющиеся в их из жара прямо бросаются в прохладную воду».

Датский посол Юл Юст, в самом начале XVIII в. побывавший в Российской Империи и наблюдавший весь процесс парения в бане, сделал превосходный вывод, объяснявший, по его мнению, силу, мощь и здоровье незнакомого ему народа: «В Российской Империи ото всех заболеваний 1-ый доктор — это российская баня». На оздоровительно-гигиенические характеристики бани указывали и российские исследователи. В очерках о домашней жизни и характерах российского народа в XVI и XVII вв. узнаваемый историк Н.И. Костомаров показывает, что баня была первой потребностью в домашней жизни как для чистоплотности, исцеления, так и собственного рода удовольствия. Но самое четкое определение сущности, назначения и приемов использования российской бани отдал Владимир Даль в собственном «Толковом словаре живого великорусского языка». Он писал: «Баня паровая, либо российская баня, — строение либо покои, где умываются и парятся, не попросту в сухом тепле, а в пару, почему важные части бани: калильная печь с булыжником (каменка), либо с ядрами и металлическим боем (чугунка), либо с колодою в виде опрокинутого котла с завороченными окраинами, потом полок с приступками и подголовьем, на котором парятся, лавки вокруг стенок, на коих умываются, чаны с горячею и холодною водою либо краны для этого в стенке, шайки для мытья и окота, вехотки (мочало) для мылки, веники (березовые либо дубовые) для парки. При порядочной бане есть предбанник, где раздеваются, отдыхают, запивают баню квасом и пр.».

«Русская кость тепло любит», — так говорили на Руси и строили бани основательно, возводя крепкий банный сруб из дерева. Малая баня, которую строили на своем дворе, состояла традиционно из одной комнаты, в какой, обычно, сооружали печку-каменку. Крупная баня для знати представляла собой рубленную из цельного бревна избу с несколькими помещениями: в одном раздевались и отдыхали, в другом умывались, в 3-ем парились.

Исторические сведения о российской бане начинаются с использования пара, горячей воды племенами скифов, живших на местности Российской Империи. История российских бань началась лет 800-900 тому назад в городках Руси, Волжской Болгарии, на остальных европейских территориях уже строили проекты каменных российских бань, сочетающие местные традиции с восточными. Но все таки основное население тех краев воспользовалось древесными русскими банями.

Вначале российская баня на дровах представляла собой бревенчатую избушку с низким потолком, где находилась печка-каменка, была оборудована высочайшая лежанка — полок, чтоб париться,  установлена низкая лавка, чтоб сидя умываться. Печка-каменка не имела трубы, топилась «по-черному»: Дым из нее выпускался в открытую дверь, отдушину — стенное отверстие над полком. Опосля окончания топки дверь,  отдушину закрывали — давали бане некое время «томиться», «дозревать», пока стенки бани умеренно не прогреются, не выгорят угли. Потом остатки углей гасили водой и, открыв быстро двери, проветривали баню от угарного газа («угара»).

Вода нагревалась на печке либо у топки в глиняных горшках, а когда распространились жестяные ведра — в ведрах. Отдельный горшок употребляли для щелока — щелочную зольную воду, заменяющую мыло, иной горшок — под настой полыни либо остальных травок, владеющих антисептическими целебными качествами. Под мытье употребляли древесные ковши, шайки, лохани, под прохладную воду — древесные бочки. Неотапливаемый предбанник употребляли для переодевания.

Узнаваемый историк Н. И. Костомаров в очерках о домашней жизни и характерах российского народа XVI и XVII веков показывает, что российская баня на дровах являлась первой потребностью домашней жизни как для чистоплотности, исцеления, так и для собственного рода удовольствия.

Первым научным трудом о российской бане было сочинение португальского доктора А. Н. Р. Саншеса, который долго служил Российской Империи. Его книжка была издана во почти всех странах, также для Российской Империи (1774) под заглавием «О парных русских банях, поелику сопутствуют оне укреплению, сохранению,  восстановлению здоровья». Он считает, главной деталью российской бани будет то, что пар подается через каждые 5 минут, обновляя атмосферу.

Публичные российские бани отличались от семейных не только лишь размерами, да и устройством. Время от времени парильни отгораживались от моечной. Конкретно таковыми были, видимо, российские бани XVIII века, построенные по указу царя Алексея Михайловича.

В XIX веке-начале XX века получили распространение «белые» российские бани, их индивидуальностью являлись печи-каменки, которые имели дымовую трубу. Такие российские бани могли топиться во время мытья, были наименее пожароопасными, не имели копоти на стенках, потолке. Время от времени печи топились из предбанника либо отдельного помещения. Были российские бани, где пар производился паровым котлом, а жгучая вода — водогрейным котлом.

Из комфортабельных древних бань более известны Сандуновские и Центральные бани Москвы. На месте современных Сандуновских бань(1896), включающих 28 номеров, ранее были каменные бани 1806 года, построенные известными тогда актерами Петровского театра Сандуновыми. Старенькые Сандуновские российские бани отличались удобствами, к примеру, имели зеркальные залы для отдыха с мягенькими диванчиками.

Российские бани вызывали энтузиазм у почти всех иностранных гостей с Востока и Запада. Они удивлялись традиции российских людей чередовать банный жар с купанием в проруби, обливанием прохладной водой и обтиранием снегом.

А ведь это есть процедуры для закаливания, которые российский человек постоянно употреблял для укрепления здоровья. Известный А. В. Суворов с помощью обливаний, обтираний, физических упражнений укрепил так свое здоровье, что сумел до глубочайшей старости переносить походную жизнь воина.

В Российской Империи баня на дровах была частью быта человека, также как в Скандинавии финская сауна. При довольно грозном климате российская баня на дровах с печкой-каменкой прогревала, лечила почти все заболевания. В каждой местности и даже каждой семье существовали свои традиции использования баней. Одни умывались с мылом до того, как посетить парную, остальные просто окатывались водой, третьи считали нужным хорошо пропотеть до мытья.

Наспех сооруженные российские бани во время Великой Отечественной войны выручали бойцов от заболеваний. Для этого употребляли землянки (как дальние предки), вагоны, автобусы. Солдатская находчивость помогала выстроить печь без кирпича, а лишь из гильз томных снарядов». Баня была для боец надежным лекарем.

В наше время бани включают не только лишь парильни, ванные, душевые, плавательные бассейны, но также разные целительные кабинеты, комнаты отдыха, кафетерии, остальные помещения санитарно-гигиенического и культурно-бытового назначения. Хотя современные бани огромных городов совершенно не похожи на те, где парились наши деды, принцип их действия на организм этот же, что в обычных народных банях.

Родная российская баня по-белому и по-черному

На Руси бани использовались повсевременно. В их парились и малыши, и взрослые, и дамы, и мужчины. В домах находились печи с широкими входными отверстиями. В этих печах готовили еду в котлах либо кастрюлях. Опосля того, как еда была приготовлена, отверстие печи освобождалось, своды печи очищались от сажи, и туда ставили лохань с веником и теплой водой. Потом желающего попариться сажали на огромную лопату и засовывали в печь, где он брызгал воду на стены, тем добиваясь пара и жара.

Чтоб получить в бане по-черному неплохой пар, нужны сноровка и умение. В таковой бане пар очень полезен. Дымовой трубы в бане по-черному нет, потому все продукты сгорания оседают на потолке и верхних частях стенок, окрашивая их в темный цвет — отсюда, фактически, и заглавие.

Сначала хорошо топится печь, чтоб наилучшим образом протопить помещение, опосля его проветривают, но смотрят за тем, чтоб не стало холодно. Благодаря тому, что при топке печи дым собирается только под потолком — пол и полки остаются незапятнанными. Перед началом процедур потолок и стенки окатывали водой. При желании из бани по-черному тривиально можно организовать «белоснежную» баню — дым от каменки выводить через трубу, но, истинные любители отдают предпочтение темной. Они считают ее наиболее ароматной, также считают преимуществом то, что дым непревзойденно дезинфицирует помещение, тем уничтожая небезопасные бактерии, и чернота стенок таковых любителей и ценителей не стращает.

Баня, печь в какой имеет дымовую трубу, называется как баня «по-белому». Продукты горения не проникают в парилку, тем обеспечивается чистота и легкость воздуха. К каменкам время от времени приделывают котел, в каком сразу с протапливанием парилки греется вода, используемая в предстоящем для помывочных процедур. Обычно, каменку топят в течение 2-3 часов, после этого жара получившихся углей хватает на отдых всей семьи в бане.

Одной из особенностей банной процедуры является запах в парной. Для этого перед подбрасыванием воды на раскаленные камешки в ковшик подливают какие-либо масла, настойки, пореже пиво либо квас. Хотя, я придерживаюсь представления, что лучше разливать эти добавки на стенки парилки, чтоб избежать аромата гари (такое бывает).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

(Spamcheck Enabled)