Новости Запорожья и в Украине

26 Апрель 2016

Комментарии

0
 Апрель 26, 2016
 0

Знаменитое полотно Джованни Браголина, что, по легенде, приносит несчастье, странным образом оказался на чердаке бывшего приюта.

А заместитель главного врача психбольницы «Заведение» Николай Ветровой говорит, что от найденного портрета идет добрая энергия…

События в этой истории развивались как в захватывающем триллере. На чердаке психиатрической больницы «Заведение», которая расположена в одноименном селе на триста с лишним душ, в бывшем дворце графа Станислава Скарбека, местные работники случайно нашли припавшую пылью картину, на которой изображен плачущих мальчика. Взгляд семилетнего ребенка со слезами на лице буквально завораживал, гипнотизировал, притягивал магнитом. От него нельзя было оторвать глаз. Не предполагая никаких коллизий, слесарь Владимир Власюк, «чтобы не пропадало добро», отнес находку в домашней гараж, что в соседнем селе Демне. И как только узнал драматическую «биографию» этого полотна, сразу вернул его обратно. А когда мистическую быль услышала одна из коллег, которая в прошлую пятницу коснулась раритета, то бегом бросилась мыть руки освященной водой…

Сыновнее проклятие отца-деспота

За картиной, о которой идет речь, действительно ходит дурная слава. Примерно в 60-70-х годах прошлого века ее нарисовал итальянец с испанскими корнями Бруно Амид, который взял себе творческий псевдоним Джованни Браголин. Живописец из Венеции воспроизводил исторические, бытовые сценки, изображал пейзажи, натюрморты. Но лучше ему удавались (и давали солидный заработок от туристов) портреты детей — нарисовал их почти семь десятков. В отличие от конкурентов по малярном цехе, изображал ребенка не улыбающимся, а… плачущим.

Наиболее скандально известная работа Браголина — как раз та, которую (или мастерскую ее копию) нашли на чердаке в «Заведении». Исследователи живописи говорят, что заплаканный мальчик на холсте — сын эксцентричного венецианца. Чтобы добиться «подлинности» детских страданий, отец малыша, что с ранних лет росшего болезненным, пугал зажженными перед его лицом спичками. И тогда в ужасе малыш стал плакать. Это было как раз то, чего добивался художник-деспот: акварельные слезы на холсте, как ни у кого из других художников, выглядели правдоподобными.

Говорят, изможденный этими иезуитскими экспериментами мальчик (вскоре он умер от воспаления легких) проклял отца, в отчаянии пожелав, чтобы тот… сгорел. Детские слова оказались почти пророческими. В 1981 году Браголин «сгорел» от рака желудка. А перед тем ушла с дымом его художественная мастерская со всеми работами. За исключением «Мальчика, который плачет» — огонь нисколько не повредил этот портрет. Некоторые увидели мистическую силу в «деспотичном» шедевре…

Слухи о «проклятой картине» быстро разлетелись по миру. Копии «Мальчика, который плачет» с ажиотажным успехом демонстрировали ведущие галереи. Подчиняясь веяниям моды, репродукции массово покупали состоятельные и рядовые любители прекрасного. Особенно много таких поклонников оказалось в Англии. Впрочем, впоследствии они пожалели о своем приобретении. Потому что в их домах возникали чрезвычайные события, так называемый полтергейст. Где без всяких на то причин взрывался газ, где-то — замыкала электропроводка, выходили из строя телевизоры, холодильники, другая бытовая техника. Пожарные, которые приезжали по вызову, переживали шок, когда среди сплошных пепла находили уцелевшие картины Джованни Браголина. На них даже не было копоти! Чтобы развеять предрассудки, брат одного из пожарных демонстративно купил репродукцию картины и повесил ее в своем доме. Не прошло много времени, как и к нему пожаловал «красный петух»…

Британцы запаниковали. Из-за загадочных пожаров и значительные финансовые компенсации погорельцам «вылетали в трубу» страховые компании. Масла в огонь подлила самая тиражная на берегах Темзы газета The Sun, которая рассказала о «мстительном духе» изображенного на картине мальчика. Десятки жителей Туманного Альбиона, которые украшали свои интерьеры творением Браголина, сообщали о связанных с ним несчастье. Чтобы поставить точку в этой мистической истории, репортеры устроили на одном из пустырей публичное сожжение копий работы Браголина. С тех пор странные пожары в домах британцев прекратились…

Здесь были рай и ад…

Здание психбольницы «Заведение», где нашли «плачущего мальчика», до сих пор сохраняет очертания некогда роскошного дворца графа Скарбека.

Никто из персонала психбольницы «Заведение» не может объяснить, откуда и при каких обстоятельствах в ее стенах появился шедевр Браголина. Не знает этого, в частности, Владимир Павличак, который долгое время был главным врачом и не вспоминает в учреждении каких-либо аномалий. Возможно, тот, кто привез сюда картину, хотел подчеркнуть особое назначение этого сооружения, подчеркнуть ее миссию — утолять чужие страдания…

Основателем этого, когда-то роскошного здания, был польский граф Станислав Скарбек, известный своим подвижничеством. Один из его меценатских даров Галичине — первый во Львове (а в середине XIX века — крупнейший в Европе) театр. Его построили из камня, добытого в соседних селах Демне, Поляне, на фундаменте из 16000 дубовых свай. Это сооружение львовяне знают ныне как театр им. Марии Заньковецкой.

psihbolnica

Другое свое «кое-что» граф Скарбек задумал близ села Дроговиж под городком Николаевом. В 1843 году крупный землевладелец начал здесь большой дворцовый комплекс со стилизованными башнями, был копией его любимой резиденции под Веной. Очевидцы вспоминают прекрасную отделку имения, его галерею, библиотеку с редкими книгами, теплицу, зону отдыха с фонтаном, озером, сосновым лесом, садом, парком (в его остатках еще растет тюльпанное дерево). Работать сюда приезжали известные писатели, художники, музыканты, из числа сирот здесь образовали хор и духовой оркестр. По велению своей искренней души Скарбек устроил в этих апартаментах «Благотворительный институт для сирот и убогих», где готовили к самостоятельной жизни четыреста обделенных судьбой детей разных национальностей и занимались несколькими десятками немощных стариков.

С приходом советской власти дворец Скарбека потерял аристократическую красоту. В нем «квартировал» кавалерийский полк Буденного, здесь был застенок НКВД (говорят, в подземелье «Заведения» замурованы десятки жертв коммунистических репрессий). Большевики сожгли уникальную библиотеку, разворовали, уничтожили другие ценности. В результате значительная часть приюта была разрушена, его центральная часть и правое крыло сгорели. С приходом «вторых советов» здесь обустроили лагерь для военнопленных немцев, которые строили в Николаеве цементный завод. В 1954 году в «Заведении» разместили колонию для психически больных, а впоследствии она стала психушкой и убежищем для хронических алкоголиков. Душевно больных лечат в «Заведении» до сих пор.

Мировой шедевр или его филигранная копия?

bragolini

Архивное фото: скандально известный Джованни Браголин рисует портрет сироты.

И вот мы рядом с живописным портретом, который поднял такой переполох. Рамки старые, почерневшие, сзади — плесень, крючки, к которым прицеплены стальной тросик-крепления, покрылся ржавчиной. А вот само полотно не чувствует течения времени, отдает свежестью, как будто только что нарисовано. В правом верхнем углу — автограф художника.

Двери в кабинет, временно стал «галереей», не закрываются — местные медики и обслуживающий персонал психбольницы спешат посмотреть на мистическую картину. Заместитель главного врача по техническим вопросам Николай Ветровой обращает внимание: «Посмотрите, с какой стороны ни подойдешь, а мальчик всегда тебе в глаза смотрит. Неспроста это… ». Взгляд действительно неистово проницательный. В нем — боль и мольба. Заведующая прачечной Романа Ямрозяк признается, что три дня после того, как впервые увидела «Плачущего мальчика», у нее раскалывалась голова. Плохо себя чувствовали и ее подруги.

Кто-то при случае вспоминает, что у мужчины, который некоторое время хранил картину в себя, в молодости умер сын, произошел выкидыш у невестки, была куча других проблем. Эту версию отрицают другие «знающие люди». Говорят, «заплаканный мальчик» к этому не причастен…

Какая сотрудница через лупу под слоем темной краски на раме увидела элементы скрытой позолоты. Говорит, что кто-то сделал это специально, чтобы замаскировать «шедевр» от дурного глаза. Женщина таинственно шепчет: «Девочки, это — оригинал! Ибо где вы видели, чтобы копии впитывали в такую дорогу оправу?!». Ей верят и не верят.

В коридоре одна дама рассказывает другой: эта картина приносит пожар, от нее сходили с ума. Прочитала молитву на ее обороте — до костей пробирает…

Читаем молитву и мы. Написана она шариковой ручкой на листе из арифметической тетради. Наверное, сделал это кто-то из современников, чтобы «нейтрализовать» возможную негативную энергию, которую приписывают творению Джованни Браголина. Одна из посетительниц Оксана ГРИЦЕНКО вслух декламирует эти строки:

Молись в день радости и счастья!

В заботах, в борьбе молись

Молись в угрозе от несчастья.

Когда тревожишься — молись!

Молись, когда ты обиду терпишь,

В опасности ты молись,

Молись, когда за родных просишь,

По злейшего врага молись.

Молись, когда слабеют силы,

Когда крепчает — молись!

Молись также и за могилы

И за рожденных молись.

Молись, когда придет искушение,

Как победил себя — молись!

Молись Спасителю Иисусу,

Чтобы он простил тебе, молись…

Необычная находка (ее хранят в надежном месте) порадовала, но одновременно несколько озадачила персонал, администрацию психушку. Они колеблются, что делать дальше. Одни говорят: поскольку картина окутана жуткими слухами, надо поскорее забрать ее из «Заведения» с его специфическим контингентом. Чтобы случайно не произошло беды. Другие же, наоборот, считают это произведение хорошим знаком, а потому выступают за то, чтобы сохранить его в стенах бывшего дворца Скарбека. Видят в этом определенный символизм.

Вот что сказал руководитель учреждения Сергей Гейшев:

— Факт находки этой картины мы задокументировали. Составили соответствующий акт, сфотографировали. Оценить это произведение и решить его дальнейшую судьбу должны были специалисты-искусствоведы. Наверное, хорошо было бы, чтобы эта картина стала экспонатом галереи. Мы уже связывались с краеведческим музеем в районном Николаеве — возможно, там возьмут ее на хранение. А, возможно, она стоит экспозиций государственного уровня…

Найденный в психбольнице «шедевр» оказался подделкой…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

(Spamcheck Enabled)