Новости Запорожья и в Украине

13 Июнь 2016

Комментарии

0
 Июнь 13, 2016
 0

Электрический трамвай запустили в Киеве 13 июня 1892 года.

Первый в Восточной Европе электрический трамвай был открыт в Киеве 13 июня 1892. Сто лет спустя кто-то при пересчете дат с юлианского на григорианский летоисчисление не учел, что в XIX в. разница между двумя календарями составляла не тринадцать, как сейчас, а двенадцать дней. В литературе укоренилась ошибочная дата пуска киевского трамвая — 1 (14) июня 1892 г. Эта же дата выбита на памятнике первому киевскому трамваю на Почтовой площади.

Проблемы общественного транспорта беспокоили киевскую власть давно. В городе с двумястами тысячами населения в середине XIX в. основным общественным транспортом был омнибус.

«Неуклюжие и громоздкие, запряженные чахлыми лошадьми, они вмещают до двадцати пассажиров и движутся медленно, часто останавливаются, чтобы принять или выпустить людей», — так современник описывал омнибус.

В 1886 городская Дума объявила конкурс на лучший проект обустройства в Киеве городской железной дороги. Победил военный инженер, генерал Аманд Струве. Согласно подписанному 7 июля 1889 с Думой договора, он смог построить 24 версты железнодорожных путей, эксплуатировать их 45 лет, отдавая городу часть своих доходов, а 1 ноября 1934 безвозмездно передать предприятие городу.

Предприимчивости Струве стоит удивляться. Он не только испытал на киевских улицах все виды общественного транспорта, существовавших на то время (конку, локомобиль, электрический трамвай), но и поставлял для них вагоны и рельсы, изготовленные на Коломенском машиностроительном заводе и железопрокатном заводе в Кулебяках Нижегородской губернии, которые ему принадлежали. Строил депо, станции, поилки для лошадей. Строительство городской железной дороги начали в июне 1891 г., а 20 июля первые вагончики на конной тяге заколесили улицам Киева. Движение конки открылся на двух линиях длиной 13 верст — от Жандармской улице (ныне — Саксаганского) до Демеевки, впоследствии по Крещатику — до Царской (Европейской) площади. Однако через несколько месяцев эксплуатации конки выяснилось, что из-за сложного городского рельефа использование конной тяги нерентабельно.

Неужели Струве заранее был известен ход развития событий? Еще во времена конки он припас семь локомобилей — трамваев на паровой тяге (тоже построенных на Коломенском заводе). Первая проба парового трамвая состоялась 7 февраля 1892 на Крещатике и Большой Васильковской. Киевляне новшество восприняли с энтузиазмом. Но восхищались преждевременно. Гористый рельеф Киева был тяжелым и для локомобиля. На крутых склонах паровой трамвай часто выходил из строя.

Газета «Киевлянинъ» писала: «Вместо ожидаемой бесшумной и бездымной работы локомобили на каждом подъеме застилали улицу клубами дыма и пара, пугали лошадей своим шумом, а искры летели из труб, портили одежду пешеходам».

При строительстве депо конной железной дороги на Васильковской улице и Куреневке Струве предусмотрел обслуживание вагонов с электрической тягой. Руководствуясь разработками военного инженера Ф. Пироцкого, касающиеся передачи электричества рельсами, акционерное общество «Киевские городские железные дороги», которым руководил тот же Струве, решает построить трамвайную линию с электрической тягой.

Пробная поездка состоялась 7 мая 1892 на одном из самых крутых склонов Киева — Александровском спуске. А 1 июня (13 июня по новому стилю) 1892, в присутствии сотен горожан, от Царской (Европейской) площади до Александровской (Почтовой) проехал первый электрический трамвай. Путь был одноколейным (с разъездом на Александровском спуске), длиной 1,5 км. По маршруту ходило два вагона вместимостью 40 пассажиров. И уже в 1893 году в городе действовали две трамвайные линии общей протяженностью 150 верст. Трамвайное сообщение связало с центром пригородные районы (Святошин, Демеевка, Пуща-Водица).

Киевляне гордились своим трамваем. Киевский митрополит Иоанникий (Руднев) на открытие Всероссийской сельскохозяйственной выставки 1897 приехал на трамвае. Местные буржуа покупали собственные трамваи, свой вагон имели и депутаты киевской Думы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

(Spamcheck Enabled)