expedicija-jona-franklinaНа севере Канады найдены корабли арктической экспедиции Джона Франклина. Её пропажа стала одной из главных загадок британской истории, полтора века будоражившей умы учёных, моряков, писателей и кинематографистов.

В марте 2009 года спутник NASA для зондирования земной поверхности проходил над северными районами Канады. Он искал месторождения газа и нефтеносных песков за Полярным кругом, но неожиданно нашёл нечто другое. Аппаратура зафиксировала в районе пролива Виктории в Канадском Арктическом архипелаге большую массу дерева и металла, которой там не должно было быть.
За следующие несколько лет канадское правительство отправило в этот район несколько экспедиций. Дерево и металл оказались затонувшими парусниками XIX века. Нынешним летом водолазам под руководством Марка Бернье из Управления национальных парков Канады удалось впервые спуститься к ним и начать осматривать. В сентябре 2014-го премьер-министр Канады Стивен Харпер заявил: водолазы нашли не просто парусники, а пропавшие 160 лет назад британские корабли арктической экспедиции Джона Франклина — Эребус и Террор.

О находке неслучайно сообщили на самом высоком уровне. Для викторианской Англии пропажа экспедиции стала одной из главных загадок. Даже Чарльз Диккенс написал небольшой рассказ на эту тему. В произведении моряки выглядят благородными героями и спасаются от смерти благодаря помощи пасторальных эскимосов.

В британской культуре загадка экспедиции Франклина живёт по сей день. В 2016 году в Голливуде даже хотят поставить блок-бастер по этому сюжету, добавив фантастических деталей. Выбор жанра вполне оправдан — в последние годы чем только не объясняли причину пропажи кораблей. Среди версий были: нападение таинственного племени эскимосов, космические лучи смерти на полюсе и даже чудовища из мифов народов севера.

Плавание под руководством Франклина на двух кораблях, которое началось в 1845 году, должно было стать триумфом Британского военного флота. Перед исследователями ставилась цель пройти по Северо-Западному морскому проходу из Гренландии на Аляску.
Ранее британцы уже приблизились вплотную к освоению Северного полюса и даже были готовы сделать рывок в Антарктиду, которую не так давно открыли. Новый морской путь мог дать им глобальное преимущество в скорости переброски флота из Атлантики в Тихий океан, где у Британской короны были большие колонии. А заодно показать торговым компаниям новые пути для обогащения.
Затея завершилась грандиозным провалом. Экспедиция пропала в полярных льдах, а первые спасательные суда даже не сумели приблизиться к тому месту, где должны были находиться 129 полярников. Позднее экспедиции Британского адмиралтейства пробивались к предполагаемому месту гибели моряков с суши. Были найдены личные вещи членов экспедиции, но причины её исчезновения так и остались тайной.

И лишь теперь учёные вплотную приблизились к разгадке. Пока на снимках виден только один корпус корабля. Он хорошо сохранился и лежит на дне моря под полярными льдами, большую часть года покрывающими воды пролива. В своей речи канадский премьер заявил, что в 2015-м планируется большая национальная экспедиция, которая окончательно раскроет тайну экспедиции, долгие годы считавшейся не просто пропавшей без вести, но даже проклятой.

Варёные сапоги

Первым идею организации новой экспедиции в канадские льды выдвинул британский политик и секретарь адмиралтейства Джон Барроу. В 1844 году он выступил с речью перед палатой общин, призвав собирать средства на покорение Северо-Западного морского прохода.

Конечно, многое и в самом походе, и в кампании по сбору средств на него зависело от известности полярника, стоявшего во главе плавания. Первой и самой логичной кандидатурой был адмирал Уильям Парри. Он участвовал в экспедиции Джона Росса к Баффиновой земле и несколько раз организовывал походы в надежде достичь Северного полюса — в те времена считалось, что до этой точки можно доплыть на корабле и океан там не замерзает. Но Парри отказался, так как недавно вернулся из Арктики и хотел отдохнуть.

После этого возглавить экспедицию несколько раз предлагали полярникам Джеймсу Кларку Россу и Джорджу Баку, но и они отказались. Тогда наконец парламент дал согласие на кандидатуру 59-летнего Франклина. Он должен был отплыть на двух судах военного флота с капитанами Джеймсом Фицджеймсом и Френсисом Крозье. Они также претендовали на лидерство в экспедиции, но первому отказали в силу молодого возраста (32 года), а второму из-за его ирландского происхождения.

Франклин был известен как человек, который попытался доплыть до Северного полюса, но повернул из-за льдов у Шпицбергена. А также своей изнурительной сухопутной экспедицией из портов Гудзона к арктическому архипелагу Канады. Тогда команда не рассчитала запасы провизии и страдала от голода.

К канадской экспедиции относится история о том, что Франклин вынужден был сварить и съесть собственные сапоги, чтобы выжить и вернуться к Гудзонову заливу. Отголоски это-то случая так преследовали моряка, что он хотел возглавить большую экспедицию, чтобы стать известным не только как пожиратель сапог.

Адмиралтейство постаралось оснастить экспедицию по максимуму. Во-первых, на корабли установили паровые машины. Впрочем, предназначались они во многом для разгона во льдах, чтобы таранить торосы, а большую часть времени суда должны были плыть под парусами.

Кроме того, паровые машины на угле призваны были поддерживать приемлемую температуру внутри кораблей. Для этого специально создали систему труб парового отопления. Эта практика ранее не применялась на таких кораблях, но разработчики утверждали, что зимовать моряки будут с комфортом.

Во-вторых, передние части кораблей обшили металлом для пробивания льда. Наконец, для моряков закупили 8 тыс. банок консервов, что также было новшеством в полярных экспедициях: ранее консервы использовали, но не в таких количествах. Провианта должно было хватить на три года.

Команду набирали на конкурсной основе из моряков, не достигших 40 лет, причём только с отменным здоровьем. Но при этом на момент отплытия из английского города Гринхайта лишь Франклин, Крозье и два лоцмана имели опыт плавания во льдах.

Полярные ночи

Последним обитаемым портом на пути экспедиции были Оркнейские острова на севере Шотландии. После этого Террор и Эребус встретили возле Земли Баффина в Канаде китобойное судно и ушли во льды.

В течение трёх лет в Лондоне считали, что с кораблями всё нормально, они вот-вот появятся у берегов Аляски и докажут, что британцы первыми прошли среди опасных льдов Канадского Арктического архипелага. И только в 1848 году адмиралтейство начало работать над планом спасения экспедиции. Этим планом предполагалось отправить три поисковые группы — две по воде и одну по суше. Спасатели должны были следовать к острову Виктории и полуострову Бутия — именно туда в случае крушения судов могли пробиваться моряки Франклина.

Кроме того, Британия посулила 40 тыс. фунтов стерлингов (аналог 1,6 млн нынешних фунтов) любому исследователю или стране, которые помогут установить местонахождение экспедиции. Это серьёзно подстегнуло пыл полярников: к 1850 году на севере Канады курсировали 13 экспедиций. Но результатов не было. В 1851-м команды нескольких судов сообщили, что видели вдалеке мачты кораблей, которые намертво вмёрзли в айсберги и дрейфовали по морю. Но историки считают, что это были китобои.
Только к 1854 году дело сдвинулось с мёртвой точки. Совершив долгий переход по суше, известный путешественник Джон Рэй встретил на севере полуострова Бутия нескольких эскимосов. Они утверждали, что видели 30-40 белых людей, которые двигались на юг, но все погибли. В подтверждение своих слов эскимосы отдали Рэю столовые предметы, идентифицированные как вещи Франклина и Крозье.
Рэй написал подробный отчёт и отправил его в британское адмиралтейство, где сразу вызвал скандал. Ведь по свидетельствам эскимосов, чтобы выжить, моряки начали есть своих товарищей. Британское общество крайне враждебно отнеслось к этому отчёту: подданные Её Величества не могут пожирать друг друга — даже мысли такой нельзя допускать!

Поэтому в 1858 году жена Франклина на собственные средства организовала морскую экспедицию в эти места. И там нашлись первые прямые доказательства пути моряков.

Главной находкой стали две записки. В первой из них лейтенант Грэм Гор рассказывал, что в 1847-м экспедиция зимует во льдах недалеко от Бутии и с кораблями всё в порядке.

Вторая записка, помещённая в бронзовый цилиндр и зарытая в пирамиде камней, была уже не столь оптимистичной. Её авторами стали капитаны Крозье и Фицджеймс. Они поведали, что глава экспедиции умер в конце 1847 года. К апрелю 1848-го корабли были затёрты льдами и оставлены командой, которая попробовала по торосам выйти к Канаде. В то время в живых оставалось 107 человек.
Недалеко от этого места поисковые партии обнаружили два скелета рядом со шлюпкой, явно принадлежавшей экспедиции. В ней также нашли книгу с записями. Скорее всего, в них содержалась ценная информация о судьбе моряков, но историки сумели разобрать лишь несколько фраз. Одна из них: «Лагерь Террора пуст».

Буквы в записях шли задом наперёд, слова были написаны с большим количеством ошибок, а в предложениях не было знаков препинаний. Учёные считают, что такое написание могло быть последствием затуманенного от голода разума или психического расстройства. А возможно, моряк почему-то хотел скрыть от посторонних смысл своих записок.

На основе этих находок исследователи установили, что моряки покинули корабли и попытались пробиться к реке Бак на севере Канады. По этой реке можно было подняться на вёслах к первым британским факториям, торговавшим пушниной с эскимосами.
Поэтому моряки тащили по льду сани весом 295 кг, на которых лежали лодки с провиантом и запасами. Общий вес конструкций доходил до 700 кг. При этом большая часть пути пролегала по равнине из шершавого льда с расселинами и длинными разводьями, которые постоянно приходилось огибать.

Но куда именно дошли моряки Фицджеймса и Крозье, оставалось загадкой ещё 50 лет. Только в начале XX века канадские научные экспедиции нашли несколько могил на острове Короля Уильяма.

После исследования останков подтвердились сразу две гипотезы: команда страдала от острого недостатка витамина С в организме (люди болели цингой), кроме того, на берцовых костях одного из тел обнаружили засечки и вмятины, тогда как голова его была проломлена. Последнее стало официальным подтверждением фактов каннибализма среди английских моряков.

Наконец, в 1986 году была найдена ещё одна стоянка с останками. Их исследования подтвердили не только каннибализм, но и отравление свинцом у значительной части экипажа. Историки предполагают, что источником свинца были консервы. Их закупили в компании Стивена Голднера всего за несколько недель до отплытия.

Значительная часть банок была запаяна свинцом, имевшим прямой контакт с пищей. Тем более исследование остатков банок, хорошо сохранившихся в вечной мерзлоте, показало, что спайка была неплотной и в ёмкость мог попадать воздух. Это привело к порче продуктов и заражению ботулизмом некоторых моряков.

Примечательно, что найденных тел немного. И поэтому до сих пор существуют гипотезы, согласно которым моряки попытались вернуться на корабли, когда поняли, что путь по суше им не преодолеть. Тем более что шлюпка, найденная в 1858 году, была повёрнута носом на северо-запад — именно туда, где спутник и нашёл затонувший корабль.

Трагическое наследие

Многие считали, что экспедиция Франклина была крупнейшим провалом в истории британского мореплавания. К тому же первым Северо-Западный морской проход покорил Руаль Амундсен на шхуне Иоа спустя 50 лет после гибели Террора и Эребуса.
Норвежец лучше учёл особенности течений и льда региона, учился у аборигенов выживанию во льдах, тогда как экспедиция Франклина больше надеялась на свой опыт моряков и везла много лишних вещей — только корабельная библиотека насчитывала свыше 1.200 томов. И всё это матросы тащили на санях по льду.

Кроме того, сегодня понятно, что командам кораблей просто не повезло. Скорее всего, они попытались пройти вдоль западного побережья острова Короля Уильяма, которое часто закрывают льды, в то время как Амундсен сразу выбрал восточный маршрут мимо острова.

Когда суда затёрло льдами, команда в ожидании лета начала сжигать уголь для отопления. Но следующие два года выдались очень холодными, и лёд так и не расступился. Движение льдин и медленный дрейф ледовых полей привели к тому, что корпуса судов были сильно повреждены, а гребные винты погнуло настолько, что продолжать плавание стало невозможно.

Команда попыталась достичь материка по суше, но и тут не преуспела. В итоге место гибели большей части моряков до сих пор неизвестно. Выдвигались даже гипотезы, что моряки остались жить с аборигенами, но эти догадки не получили подтверждения.
Теперь же водолазы планируют за несколько месяцев, когда пролив будет свободен ото льда, провести исследования кораблей и даже поднять с них часть вещей. Возможно, эти предметы помогут окончательно установить причину крушения Эребуса и Террора и дать ответ на вопрос о судьбе более чем 100 моряков, навсегда оставшихся в арктических льдах Канады.