Новости Запорожья и в Украине

9 Ноябрь 2016

Комментарии

0
 Ноябрь 9, 2016
 0

Новгород-северский и Черниговский князь Игорь Святославич — пожалуй самый древний исторический деятель из числа всех, чьи имена выбрали для переименования улиц Полтавы. Красноградское шоссе теперь носит имя одного из князей Киевской Руси, о котором украинские и полтавские школьники учат знаменитую «Песнь о полку Игореве» — произведение говорит нам из древности: объединяйтесь, пока не поздно…

Что такое Киевская Русь и кто такие князья?

В школе нас учат, что Киевская Русь — это средневековое государство на территории Восточной Европы с центром в Киеве. Существовала она с конца IX до середины XIII века и представляла собой объединение русских княжеств под властью династии Рюриковичей. Так, именно объединение князей. А почему мы смотрим на Киевскую Русь лишь как на государство? Ну, во-первых, сами князья и жители того времени не называли это государство Киевская Русь. Эту фразу изобрел историк русский Сергей Соловьев, который своим 20-томным трудом «История России с древнейших времен до современности» (1851) писал, что существовала Русь Киевская, Русь Черниговская, Суздальская, Ростовская.

Скорее всего сами жители Киевской Руси идентифицировали себя как русичи (в смысле жители государства Русь), или же как жители определенной локальной территории — киевляне, черниговцы, новгородцы. Так их объединяла власть, они платили дань в Киев. Мы понимаем Киевскую Русь, как государство, однако для более глубокого его изучения можно посмотреть на Русь, как на цивилизацию. Вот, к примеру, мы знаем и понимаем, что Европа — это цивилизация. Но при этом страны Европы объединяются в ЕС, имеют унифицированное законодательство, общую денежную единицу, хотя некоторые из стран союза используют свою денежную единицу. В таком случае можно посмотреть на Киевскую Русь как на цивилизационное объединение территорий, княжеств, которые имели общие элементы власти, денежную единицу, но не были единственным государственным в современном понимании этого слова. Тем более, что Киевская Русь пришла в упадок, и не смогла восстановиться как государство после монгольского нашествия. А само зарождение, развитие и упадок — это признаки, присущие цивилизациям. Об этом пишет английский историк Тойнби. В своей 12-томной работе «Постижение истории» (1934-1961 годы) британский ученый разделил историю человечества на ряд локальных цивилизаций, имеющих одинаковую внутреннюю схему развития. Появление, становление и упадок цивилизаций характеризовался такими факторами, как внешний божественный толчок и энергия, вызов и ответ и уход и возвращение.

Киевская Русь это и определенный длительный пример именно цивилизационной мощи восточноевропейских народов. Их цивилизационное развитие прошло свою эволюцию от племенной структуры к образованию союзов племен, появления княжеств и слияния в общий государственно-правовой механизм, унификацию религии путем принятия христианства, закладке правовой традиции «Русской правдой», созданием связанных между собой социальных структур с достаточно сильной мотивацией к поддержке ценности этого объединения.

slovo-o-polku-igorevom

В этом контексте пример феодальной раздробленности Киевской Руси, княжеские междоусобицы начинают время упадка этой цивилизации. К примеру, герой нашей статьи Игорь Святославич летом 1169 по требованию князя суздальского Андрея Боголюбского принял участие в походе на Киев. Тогда главный город цивилизации был разорен. Позднее князь Игорь воевал против представителей другой цивилизации — половцев, кочевников, которые своими нападениями терроризировали города Киевской Руси. Летом 1171 он с дружиной разбил половцев под руководством знаменитых ханов Кончака и Кобяка вблизи Переяслава.

Однако он, как и большинство князей Ольговичей, скорее дружил с половецкими ханами, чем воевал с ними. Когда умер Олег, Игорь стал князем в Новгороде-Северском. В 1181 году он вместе с половцами встречал киевского князя Святослава Всеволодовича, который ходил на Всеволода Владимиро-Суздальского. Тогдашний киевский князь Рюрик Ростиславич, которому мешало боевое братство Игоря и Ольговичей с половецкими ханами, напал на Игоря и орду под Киевом. Игорь с Кончаком сбежали по Днепру. Из-за дружбы с Кончаком Игорь отказался от участия в походе южнорусских князей на половцев в 1183 году.

Весной 1185 года Кончак снова вторгся в Переяславскую землю, тогда Святослав с Рюриком и младшими князьями разбили его на р. Хорол. Они собирались отправиться в поход на Дон, однако опередил их Игорь с младшими князьями — родным братом Всеволодом, князем Трубчевским и Курским, племянником Святославом Ольговичем Рильским и сыном Владимиром Путивльским. В первой битве Игорь победил половцев, но во второй потерпел сокрушительное поражение — против него поднялась, по словам летописца, «вся Половецкая земля». Русское войско было почти полностью уничтожено на берегу Каялы, все князья попали в плен. В ответ на поход Игоря Кончак снова пошел на Русь. Его с трудом удалось остановить киевскому князю Святославу Всеволодичу. Вскоре Игорь бежал из плена. Этот злополучный эпизод древнерусской истории воспет в «Слове о полку Игореве».

Как нашось и как потерялось «Слово …»

Граф Алексей Мусин-Пушкин владел сочной коллекцией древних рукописей. Старинные документы — от летописи патриарха Никона до писем царя Петра I гнездились на книжных полках в просторных залах его московского дворца. За это его уважали как известные российские историки, так и наивысшие правители государства. Но наибольшую славу сборщикам артефактов обычно приносит одна-единственная находка, которая может перевернуть представление потомков об определенном периоде или эпизоде прошлого. Это-то и произошло с Мусиным-Пушкиным. Когда он покупал у священника Ярославского монастыря очередную партию древнерусских «манускриптов», он еще не знал, что ему удастся открыть неизвестный в то время поэтическое произведение — «Слово о полку Игореве».

Это знаете, как сейчас найти неизданные произведения Хемингуэя или Ремарка, или же открыть новые стихи Тараса Григорьевича Шевченко, сильнее тех, которые он поместил в «Кобзарь».

Сенсационная находка московского графа увидела свет в 1800 году. Над ней работала группа историков во главе с Дмитрием Бантыша-Каменским и Александром Малиновским. Тиражом 1200 экземпляров (довольно масштабно, как на начало 19 века) по книжным магазинам и библиотекам России и Украины разошелся поэтический сборник «Ироническая песня о походе на половцев удельного князя Новгород-Северского Игоря Святославича». Это была книга, с трактовками и переводом с древнего языка Киевской Руси.

Оригинал остался у графа Алексея. Говорят, что и Екатерина II хотела иметь и себе оригинальный список этого произведения, поэтому Мусин-Пушкин сделал для нее копию. И не зря. Ведь в 1812 году Наполеон Бонапарт пошел на Москву, и русские войска вынуждены были поджечь город, чтобы он не достался французам. Так и сгорел оригинал «Слова о полку Игореве», но его копия все же уцелела благодаря капризам императрицы.

«Киевская Русь — united». Главная идея слова о полку Игореве

Князья Киевской Руси постоянно ссорились. Они не могли выяснить кто из них старший, то дрались за княжество, то за Киевский престол. Это давало внешним врагам хороший шанс завоевать Русь. И вот они это постепенно начинают делать. Одними из тех, кто играл в военные игрища с русскими князьями, были половцы. Они начали нападать на границы Руси с 1061. Древний документ «Повесть временных лет» так описывает те события:

Люди в городах устали от голода и сдались победителям. Половцы же взяв город, сожгли его, а людей распределили и повели в свои шатры.

Поэтому идея объединяться, а не ссориться стала ключевой в «Слове …».

В 1174 году князь Игорь сумел прогнать половцев, победив «в степи над Ворсклой».

Однако это не остановило незваных гостей, и они продолжали докучать жителям русских городов своими набегами. Нужно было собрать всех русских князей объединиться, раз и навсегда разбить половцев.

Киевский князь Святослав решает и сумел собрать 9 князей. Они пошли в поход и победили степняков. Этот успех вызвал чувство зависти у тех князей, которые не пошли воевать против половцев, так триумфаторы получили в бою немало трофеев и военную славу. Одним из тех, кто в поход не пошел, был князь Игорь. Он решил организовать свой поход, и окончательно разбить половцев.

Первая битва закончилась для русичей успехом. У реки Сюурлий (недалеко от современного Славянска) Игорь разбил половцев. Однако этот успех усыпил бдительность князя. Пока войско Игоря отдыхало, половцы подтянули свои силы, организовали котел для русской армии, а за тем разбили участников похода.

В «Слове» упоминается, что на 9 день похода русское войско застал недобрый знак. Состоялось затмение солнца. Русичи заговорили, что это плохой знак, но Игорь решил продолжать поход, что в итоге завершилось для его армии поражением.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

(Spamcheck Enabled)