Новости Запорожья и в Украине

Большое общее прошлое. Пространство синагог во Львове

4 Сентябрь 2016

Комментарии

0
 Сентябрь 4, 2016
 0

Современным горожанам хорошо жить в той реальности, которую они создали, заполняя места памяти обыденными объектами и ежедневными делами. Однако нередко нынешние жители Львова забывают о подлинности места и о истории людей, которые жили до них в тех же кварталах и в тех же домах.

Впрочем, динамика развития города рано или поздно приводит к раннему или позднему взрыва человеческой памяти — город начинает самостоятельно искать собственную общую историю. Удачной иллюстрацией создания общей истории, вытягивания ее из камней амнезии является успешное сотрудничество Львовского городского совета, Центра городской истории, немецкой организации международного сотрудничества GIZ, общины и еврейской общины над проектом «Пространство синагог», который воплощается с октября 2008 года и первую часть которого представят 4 сентября 2016.

«Мы возвращаемся не до переосмысления рамок советских и национальных в писании истории, а скорее к переосмыслению видение истории как возвращение к той необрезанной, неотвязной истории города. В этих больших процессах оказывается Львов, который артикулируется как центр национального возрождения, как центр украинского проекта в XIX и ХХ веках «, — говорит София Дьяк, директор львовского Центра городской истории.

Во Львове есть не менее 3 яркие места, связанные с еврейской историей: Яновское кладбище, на территории и вблизи которого был устроен концентрационный лагерь, Краковский рынок, на котором можно найти все, что хочешь, кроме упоминания о том, что его построили на еврейском кладбище, и бывший еврейский квартал в центре города на улице Староеврейской, где была синагога «Золотая роза», дом обучения Бейт Гамидраш и Большая городская синагога. На месте последней до недавнего времени была парковка для машин и летняя терраса кафе.

Еврейский квартал до начала проекта "Пространство синагог"

Еврейский квартал до начала проекта «Пространство синагог»

В прошлом Львов был мультикультурным городом, ведь здесь жил большой процент поляков, евреев, немцев, армян, украинский и многих тех, о ком самому городу сегодня трудно вспомнить. Сообществами, которые создавали город, были евреи и поляки — их было по 30% от общего количества львовян, и Украинцы — около 20%. Однако во время Второй мировой войны около 360 000 евреев (из них треть составляли жители города, а еще две трети — те, кого привезли из других районов к Яновского концлагеря) истребили и забыли, создав культурную пустоту на карте идентичности города. Одним из печальных последствий стало то, что современная молодежь (а часто — и старшее поколение) уже в основном не знает еврейской истории и истории Холокоста, которая является одной из историй и города, и страны в целом.

Об этом также говорит литературовед Ирина Старовойт: «Культурная травма — зияющая пустота. Она сама о себе не говорит и о ней часто не хотят знать, как и говорить. Мы унаследовали более одной истории, а иногда мы стали наследниками полной изменения жителей, конфликтных воспоминаний и ландшафтов исторической вины».

ЕВРЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ. ОБЩАЯ НАСЛЕДИЕ

Проект «Пространство синагог» заполнит ту пустоту, которая в результате взрывов нацистских бомб и массовых убийств образовалась на месте Великой городской синагоги, синагоги «Золотая роза» и Бейт Гамдирашу, создав место, куда можно будет прийти, чтобы подумать над тем, какой была и есть городская история и история евреев.

Коммуникационный менеджер проекта Владимир Беглов четко определяет его главную цель: «Одним из главных посылов этого проекта является попытка донести до современных жителей Львова, не бывает исключительно еврейского наследия, или исключительно армянской наследия, или исключительно украинского наследия — это все наше общее наследие, простите за «затасканное» слово, «богатство», которое показывает многообразие, мультикультурность Львова. Когда мы принимаем свое такое пестрое прошлое, это дает нам большую перспективу, такое огромное красивое прошлое».

Все началось в 2008 году, когда во Львове проходила международная конференция, темой которой стали места еврейской истории Галичины. Тогда историки и активисты традиционно убивались над ужасным состоянием этих участков. Следует отметить, что к участию в конференции были приглашены и представители городской власти. Именно в них возникла идея провести международный конкурс проектов по увековечению еврейской истории.

Для этого были выбраны три знаковые для Львова места еврейской истории: еврейский квартал, парк Бессойлем (у бывшей еврейской больницы и кладбища, на котором сегодня действует рынок) и Яновский концлагерь. Больше всего заявок, а именно 35, собрал еврейский квартал — место синагоги «Золотая Роза», Бейт Гамидрашу и Большой городской синагоги. Предложения поступили со всех континентов, а оценивания происходило анонимно — оценивали проект, а не автора проекта.

Международная конференция о местах еврейской истории Галичины. 2008

Международная конференция о местах еврейской истории Галичины. 2008

Таким образом в конкурсе на обустройство еврейского квартала победил молодой берлинский архитектор Франц Решке с минималистичным проектом «Пространство Синагог». Поскольку воплощение проекта не ограничивалось дедлайнами, у организаторов было достаточно времени и на исследовательские дискуссии, и на общественные слушания, и на учет пожеланий местных жителей и представителей еврейской общины.

Поэтому в июле 2015 пустоту, оставшуюся от синагог, начали вместе благоустраивать партнеры проекта. Посольство Государства Израиль и Почетное консульство Израиля в западной Украине выразили свою поддержку проекта.

ПРОСТРАНСТВО синагог

Главная идея Франца Решке — показать пустоту: когда-то здесь было три важных сакральные здания, а сейчас нет ничего. Архитектор придерживается мнения, что нет смысла восстанавливать то, что было потеряно. Вместо этого следует оставить и сохранить то, что осталось настоящим — как напоминание о бессодержательность и масштабность трагедии Холокоста. Интересный факт: все стадии проекта от планирования до реализации происходят исключительно в Украине.

На месте синагоги «Золотая Роза» будет пространство тишины и достоинства, пространство признание того, что еврейская община была градообразующих и до сих пор им является. Благодаря проведенной консервации сохраняются остатки здания и восстанавливается их надлежащее состояние. Поэтому, когда и если еврейская община будет намереваться восстановить «Золотую Розу», она будет иметь, что восстанавливать. Также важно сказать, что в соответствии с требованиями ЮНЕСКО, все работы являются обратимыми, не способное повредить аутентичных элементов.

Вторая позиция — учебный дом Бейт Гамидраш — это зеленая зона для медитаций и «диалога с прошлым и между современниками». Фундаменты здания обозначены с помощью светлых элементов, каждый из которых выполнен по отдельному проекту, чтобы тщательно воспроизвести местоположение дома и почтить его историю.

Для маркировки фундамента используют белый камень Venetian Terazzo, изготовленный на заказ. В начале ХХ века он был очень популярен во Львове, однако сегодня этот гладкий светлый камень является большой редкостью. Организаторам с трудом удалось найти ремесленника, который согласился взяться за эту задачу — Льва Треска, который ради проекта «Пространство синагог» вернулся из Чехии, где работал много лет, в Украине.

Результаты первого этапа проекта "Пространство синагог" в еврейском квартале Львова

Результаты первого этапа проекта «Пространство синагог» в еврейском квартале Львова

Собственно светлый оттенок фундамента станет контрастом, что в эстетике старых львовских каменных намекать: здесь белое пятно, здесь было что-то органическое, важное для города, а сегодня этого нет.

Третья зона — это Большая городская синагога, территория которой будет разрабатываться с 2017 года. По своей планировке она достаточно необычной, ведь благодаря перепаду высот, когда на этот белое пространство падать дождь, вода будет образовывать зеркало, в котором будет отражаться небо, как бы намекая на прошлое этого места. Эту зону также планируют использовать для массовых мероприятий: образовательных и культурных, в частности, для фестиваля еврейской культуры Lviv Klez Fest.

ПАМЯТЬ О ТРАГЕДИИ

Идея инсталляции «Увековечение», которую разместят между «Золотой Розой» и Бейт Гамидрашем, появилась уже после того, как Франц Решке победил в конкурсе. Тогда перед организаторами проекта встал вопрос: проект показывает пустоту, он маркирует еврейский пространство, но как показать то, что было, как отразить трагедию Холокоста, частью которой был и Львов? Как донести информацию о трагедии?

Было два варианта. Можно было написать, что-то вроде «во Львове было уничтожено 100 000 тысяч местных евреев и еще несколько сотен тысяч неместных в трагедии Холокоста». Однако, по мнению организаторов, это не очень точная мысль. Цифры перестали поражать, нам нужны эмоции, которые будут касаться сердца.

Другим вариантом стала идея Софи Янке, коллеги Франца Решке. Она разработала установку, состоящую из цитат еврейской общины Львова разных периодов: до войны, во время Холокоста и послевоенного периода. Совместно с учеными, которые исследуют еврейскую историю Галичины, она нашла цитаты из различных воспоминаний, книг, интервью людей, которые были связаны с еврейским кварталом. Вместе с еврейской общиной Львова отобрали 21 красноречивое цитату, которые вырежут на 29 металлических стелах.

Строительные работы проекта "Пространство синагог" в еврейском квартале

Строительные работы проекта «Пространство синагог» в еврейском квартале

Также в этом проекте используют пикселизированную фотографии еврейского квартала. Они нечеткие. И это тоже часть философии проекта. Нечеткость форм показывает, что нет абсолютно правых и абсолютно виноватых людей, а история не бывает четкой. Историю надо продумывать.

СОТРУДНИЧЕСТВО ОБЩЕСТВА И ВЛАСТИ

Для Центра городской истории как одного из ключевых организаторов проекта важно максимальное включение горожан в этот проект, чтобы он не воспринимался как насажен сверху.

Поэтому многочисленные общественные слушания проводили в двух форматах. Сначала работали с современными жителями бывшего еврейского квартала, большинство из которых мало знают о его истории. А затем — с еврейской общиной города, представители которой также входили в состав жюри, выбирало победителя.

Такие слушания важны, чтобы жители считали это пространство своим. В них спрашивали, что они хотят и чего ждут от проекта, ведь раньше здесь была парковка и заброшенный садик за металлическим забором. Им объясняли историю места и предлагали вместе найти способ не только ее честь, но и общего пользования обновленной участком.

Важно, что проект по увековечению еврейской истории финансируется городом, а не только, как обычно, благотворительными еврейскими организациями.

Для Андрея Москаленко, заместителя городского головы Львова по вопросам развития «Пространство синагог» является проектом, который показал, что коллективный труд дает хороший результат, ведь в таком сотрудничестве все стороны являются включенными.

«Это первый прецедент, когда мэрия инвестирует и финансирует сохранения еврейского наследия в Украине. Самое сложное все делать впервые. Но мы ожидаем, что коллеги также создадут проекты в своих городах. Проект позволяет отметить историю, объединять людей вокруг нее, какой бы напряженной и сложной она ни была. После открытия «Пространства синагог» мы планируем активно работать со школами, с туристическими агентствами, чтобы правильно объяснять все, что происходило во Львове».

Опросы местных жителей в рамках проекта "Пространство синагог"

Опросы местных жителей в рамках проекта «Пространство синагог»

Еврейская община также принимала участие в обсуждении, вносила свои коррективы. Адель Дианова, директор Всеукраинского еврейского благотворительного фонда «Хесед Арье» поддерживает проект «Пространства синагог» и, кстати, против восстановления «Золотой розы»:

«Пока она в виде руин — это наша эмоциональная память, память того, что здесь была жизнь и оно было разрушено. Если ее восстановить, то это уже будет не та синагога, которая была до Второй мировой войны, пропадет эта эмоция, которая существует, когда ты подходишь к развалинам и начинаешь думать, начинаешь представлять жизнь, здесь было, как люди жили, кто эти люди. Это очень важно».

СОХРАНИТЬ ИЛИ восстановить

Однако не все разделяют это мнение. Представитель общественной организации «Турей Загав» Мейлах Шейхет считает, что синагогу таки следует восстановить.

Владимир Беглов, коммуникационный менеджер проекта считает, что когда у проекта есть оппоненты, он действительно стоящий: «Наш проект консервирует остатки, оставляет много свободного пространства. И если господин Мейлах иметь большое желание восстановить синагогу и иметь на это бюджет, то он может это сделать. Наш проект сохранил для него три стены. Ему придется, грубо говоря, достроить еще одну стену и крышу. Мне кажется, что это нормально — когда есть незначительные группы оппонентов. К слову, организаторы проекта приглашали их участвовать на каждом этапе воплощения «пространства Синагог». Поэтому, несмотря на определенные заявления, это действительно общее достижение».

Однако есть другие противники проекта, которым пришло в голову, что на этом месте строить новый ресторан. Такие опасения не являются редкостью среди львовян, особенно среди тех, которые живут и работают в центральной части.

prostransnvo-sinagog-5

Однако, убеждает директор Центра городской истории София Дьяк, эти опасения абсолютно беспочвенны. Наоборот — именно вследствие реализации проекта были демонтированы террасу кафе «Под Золотой Розой», которая спекулирует грубыми стереотипами о евреях. А в 2017 году, когда начнутся работы на участке Большой городской синагоги, будут демонтированы те летние площадки, стоящих там сейчас.

К слову, именно по инициативе организаторов «Пространства синагог» с владельцами кафе «Под Золотой Розой» ведутся переговоры о том, чтобы изменить формат заведения и не распространять антисемитских мифов о еврейской общине.

Справка: Пространство синагог до Второй мировой войны

История этого удивительного пространства была достаточно важной в планировании и функционировании города, ведь здесь на протяжении нескольких веков были построены две синагоги и жили целые поколения евреев. И хотя целый Львов был на треть еврейским, именно этот квартал был сердцем культурной и религиозной жизни этого сообщества.

Здесь также ощущается история их изменений, которые отражали и влияние на развитие еврейской общины, а также память о трагедии уничтожения сообщества во время войны и десятилетий запустения и равнодушного уничтожения.

Перед началом Второй мировой войны во Львове было несколько десятков синагог, а город был важным центром религиозной, культурной и общественной жизни евреев. Древнейшие синагоги располагались в центре и формировали центр исторической еврейской участка, которая охватывала несколько кварталов недалеко от главной площади города — рынка. С одной стороны, участок был частью городского организма, а с другой — самодостаточным микромиром.

Древнейшая синагога, вероятно, в целом городе, располагалась на месте современной площади Арсенальной. Ее основали в XIV веке, а 1527 большой пожар, уничтоживший почти весь готический Львов, не обошла и этого синагоги. На этом месте 1555 община построила новую синагогу, вероятно, в готическом стиле, была главной святыней вплоть до начала XVII века.

К сожалению, сегодня не известно, как выглядели обе синагоги. Еврейская община росла, и это требовало большей сооружения для большой городской синагоги. Такой стала синагога «Золотая Роза», которую частно построил купец Ицхак бен Нахман (Исаак Нахманович) на соседнем участке еще 1582 по проекту зодчего Паулуса Италуса (Павла Римлянина). По имени основателя ее называли синагог Нахмановича, а также «Турей Загав» («Золотые строки») от названия труда знаменитого ученого и раввина Давида Галеви Сеґала, который здесь молился.

Но уже к концу XVIII века «Золотая Роза» стала недостаточной и общество решило построить большую синагогу на соседнем участке, где стояла уже упомянутая небольшая синагога. Новую Большую городскую синагогу открыли 1801, она стала главной синагогой еврейского квартала в центре города.

Бейт Гамидраш (дом учения), расположенный между двумя синагогами, сначала был деревянным зданием, а в 1797 году на ее месте соорудили новую кирпичную постройку. На верхнем этаже была отапливаемая библиотека и учебные помещения, а на первом — зал для молитвы. Спланирован так, как и в синагоге, он был основным местом во всей постройке и пространством, где мужчины изучали священные тексты, их интерпретации и молились.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

(Spamcheck Enabled)