Каковы перспективы развития органического производства в Украине? Может ли оно быть не только высокомаржинальным, но и высокооборотным? Возможно ли заниматься органическим и традиционным агро-производством в пределах одной компании? Об этом в дискуссии управленцев агропредприятий, которые задействованы в производстве органической продукции.

Есть несколько слов — «органическое производство», «био», «эко». Не размывает ли это бренд «органическое» и не путает потребителя?

Андрей Николаюк, коммерческий директор «Етнопродукт»:

— В органике запрещено вносить искусственные минеральные удобрения, запрещено ГМО, есть разные стандарты, регламентирующие расстояние между традиционными полями и органическими. Многие и требований к переработке.

Елена Березовская, председатель правления ГС «Органическая Украина»:

— Органическая продукция — это маркированная продукция, соответствующая стандартам и подтверждаемая сертификатом. Но потребителю не надо обязательно требовать сертификат, ему проще ориентироваться на маркировку, ради которой все и задумано. Говоря о том, что такое «органическое», опыт показывает, что есть несколько вариантов понимания. Для производителя это одно определение — что касается окружающей среды, социального значения. Для потребителя совсем другое — ему все равно, как это влияет на землю, ему важнее влияние на собственное здоровье.

Но в целом это продукция другого качества, соответствия другому стандарту. В мире нет более глубокого стандарта безопасности, чем органический. Даже сейчас, когда вообще вся продукция становится более безопасной. В частности в ЕС продукция, которая даже не является сертифицированной как органическая, есть уже конкурентные к органике, ведь стандарты безопасности значительно выросли.

Наталья Ничипорчук, категорийный менеджер GoodWine:

— Я всегда говорю, что органика — это сертификация не продукта, а процесса. То есть, проверяют соответствие стандартам не одной партии продукции, а всего процесса производства, обработки земли и это не так легко изменить. И который подтверждают каждый год. Поменять за неделю весь процесс просто невозможно и бессмысленно. Поэтому, если стандарт уже есть, то все партии будут органическими.

Насколько стандарты соответствуют реальности?

Н.Н .: — Первое, что нужно сказать, что есть конкретные люди, которые проводят сертификацию. Они ежегодно проходят аккредитацию в международных организациях и доказывают свое право выдавать такие сертификаты. Лично мы доверяем их оценке. Да, есть проблема с тем, что украинским производителям не верят. Но мы постепенно меняем эту точку зрения.

О.Б .: — После нескольких скандалов все производители были пересертифицированы. Поэтому, если есть вопросы, то надо об этом сообщать. В принципе спрос превышает предложение и поэтому на полках она дополняется псевдоорганикой с надписью «био» или «натуральное». Ведь, если есть спрос на такой продукт, то, конечно, производители это используют. Поэтому мало призвать потреблять органическую продукцию, нужно еще учить различать маркировки и призвать производителей работать честно.

Что такое ОО «Органическая Украина»?

О.Б .: — «Органическая Украина» была создана четыре года назад теми производителями органической продукции, которые уже стояли на полках и чувствовали, что они не защищены. Фактически собрались лидеры рынка и решили заниматься лоббированием интересов, формированием рынка, работой с медиа.

Н.Н .: — Вообще в органике все делается не благодаря, а вопреки. Появились вопиющие случаи псевдоорганики, на нее стали клевать сети — рынок понял, что на этом продукте можно очень хорошо заработать. И пять-шесть человек из разных компаний начали просто активно убеждать сети, что не стоит продвигать псевдоорганические продукты как органику, так как это обесценивает понятие.

Можно найти партнеров, чтобы не надо было выращивать всю линейку продуктов или все компоненты? Можно сосредоточиться на чем-то одном?

А.Н .: — Я думаю, что рынок будет к этому двигаться, ведь бессмысленно, если каждая компания построит свой молокоперерабатывающий завод, завод по переработке мяса. Когда мы начинали работать, то мы встретились с представителями одного перерабатывающего завода, где хотели перерабатывать собственное молоко, но не получилось — они отказались с нами работать, поскольку не представляли себе, как можно эффективно отделить органическую продукцию от обычной. Мы были вынуждены устанавливать собственную перерабатывающую линию, хотя в принципе это неправильно. Проще было бы, если бы существовал завод, рассчитанный на переработку чисто органики, с которым работал бы ряд производителей молока. Идеально, и когда так будет, рынок так и будет. Но сейчас часто приходится все делать самостоятельно и строить вертикаль.

О.Б .: — Есть две стратегии: вертикаль, когда все делается полностью от выращивания продукта к продаже, и горизонталь — например, есть «Екород», которые только перерабатывают бакалею, но делают полную линейку. Есть и примеры, когда просто перерабатывают продукцию под чужие бренды. Это на рынке есть, но пока только в отдельных нишах. Например, в животноводстве еще нет, ведь процессы более сложные.

Н.Н .: — Здесь есть две проблеме. С одной стороны владельцы, которые хотят все контролировать и боятся делиться. С другой контрагенты, на которых не всегда можно положиться. Но есть простой инструмент — завтра мы у вас больше не будут покупать, если вы не будете делать то, что нужно нам.

Чтобы органика появлялась, надо дать фермеру почувствовать экономическую целесообразность ее производства. Несмотря на то, что я против использования импорта, но именно он помог украинскому производителю повернуться лицом к потребителю, поднять качество упаковки, улучшить безопасность продукции, расширить ассортимент. Впрочем, нас до сих пор не устраивает качество производителей, мы хотим, чтобы их стало больше, конкуренция возросла и качество продукции выросла вслед.

Как можно сократить путь от сырьевой компании до полки в ритейле?

Н.Н .: — Если ты даешь готовое решение, то его легко поставят на полку и его легко продадут. Но если есть только молоко и все, надо что-то делать, это сложнее. И таких производителей большинство. Хотя многие становятся маркетологами, упаковщиками и делают все очень хорошо. Кроме того, на рынке появляются небольшие переработчики, которые умеют хорошо и красиво сделать и преподнести, и им нужно только подсказать, где взять нужные ингредиенты.

Какие ниши будут скорее всего развиваться?

Н.Н .: — Не хватает продуктов ежедневного потребления и продуктов детской группы. Например, детской молочки, сертифицированной и брендированной, сухих смесей. Это точно будут покупать, так как спрос на детские продукты постоянный. Мясо с низким содержанием жира — например, кролики, курица, индейка. Хорошие полуфабрикаты и продукты переработки такого мяса — например, качественных пельменей в Украине нет. Например много бакалеи, но нет органических мюсли, гранолы, фитнес-завтраков, безглютеновой и безлактозной пищи. Овощи, зелень, ягоды, фрукты — особенно зимой, когда их не хватает. Но я думаю, что один человек не обеспечит рынок, здесь очень высокие расходы и нужно сделать правильное хранение-упаковку-переработку. Поэтому это поле работы для объединений фермеров.

Каковы перспективы экспорта? Не поздно ли выходить на этот рынок будет тем, кто сейчас только начинает?

А.Н .: — Если говорить про перерабатывающие мощности в ЕС, то там они очень хорошо развиты и требуют сырья. Если говорить о готовых продуктах, то вряд ли украинский сыр будут покупать в Европе.

А. Б .: — Впрочем, мир не заканчивается на ЕС. Есть США, есть Япония, которая сейчас интересуется переработанной органической продукцией, Восток, который имеет запрос на безопасную пищу.

Когда мы начинаем думать об органическом производстве, о чем нужно знать?

О.Б .: — Из проблемных вопросов главное — непонимание экономики. Органический рынок исследовать невозможно, невозможно посчитать себестоимость производства органической ягоды. То есть очень трудно спланировать

А. Н .: — Проблемы и с технологиями — не всегда понятно, как правильно производить тот или иной вид продукции.

Н.Н .: — Я думаю, что в органики без собственных средств в Украине нет будущего. Не придет дядя с кошельком и не вложит в органику. Или придет, но ничего не получится, пока каждый месяц вас будут спрашивать, когда ваш бизнес-план реализуется. Посчитать сложно, если вообще возможно. Поэтому это будет только развитие компаний, в которые вложены собственные средства и фанатизм, драйв владельцев. Но не надо думать, что завтра тебя заберут только потому, что ты делаешь органический продукт. Надо делать оригинальный и интересный продукт. Мало делать сыр, надо сразу делать блины.