Новости Запорожья и в Украине

Закон для борьбы с отмыванием денег и банки

Закон для борьбы с отмыванием денег и банкиНовый закон во многом повторяет нормы закона-предшественника. Как и раньше, банки обязаны в течение трех рабочих дней с момента проведения операции или попытки её проведения предоставить информацию в орган финмониторинга. В случае нарушения обязательств по мониторингу более двух раз, банки могут лишиться лицензии. Сохранена норма, согласно которой банки обязаны сообщать о финансовых операциях на сумму свыше 150 тыс. грн., если они подпадают хоть под один из пунктов закона, описывающих признаки «подозрительности». Обязательно передавать информацию, если деньги были переведены или зачислены с анонимного счета или на него, за границу или из-за границы. Запрещено также сохранять банковскую тайну, если одна из сторон операции зарегистрирована в стране, которая известна как популярная оффшорная зона. Также банки обязаны сообщать обо всех операциях, проведенных за наличные, — пополнение счетов, купля-продажа чеков, дорожных чеков и других платежных средств. Естественно, речь идет о суммах свыше 150 тыс. грн. Будут оповещать и о попытках обменять крупные суммы в гривнах на валюту или наоборот. Казалось бы, повода тревожиться обычным гражданам нет — государство утверждает, что его интересуют лишь те, кто нарушает закон. Однако не все так просто: есть в законе множество неточностей.

«Предложенная редакция закона изложена нечетко и противоречиво, содержит значительное количество оценочных понятий и критериев, допускает неоднозначное понимание содержания законодательной нормы», — говорит Артур Черный.

Эти самые неточности могут побудить банки передавать в госструктуры данные практически обо всех клиентах.

Например, в законе сказано, что финансовая операция подлежит внутреннему финансовому мониторингу, если у субъекта первичного финансового мониторинга возникают подозрения. А значит, банки, дабы не понести наказание за не предоставленную или несвоевременно предоставленную информацию в базу, будут передавать данные обо всех или почти всех операциях на сумму свыше 150 тыс. грн. Но сумма — это еще не все. Например, банк может заподозрить, что операция «необычная» или «повторяемая с целью разбить крупный платеж на серию мелких». Этого достаточно, чтобы оказаться в поле зрения финмониторинга.

«На практике субъекты мониторинга определяют для себя приоритет: рисковать возможными санкциями со стороны надзирающего органа, но сохранить при этом клиентскую базу, либо второй вариант — перестраховаться и сообщать органам практически обо всех операциях», — поясняет партнёр ЮК «Закон Победы» адвокат Марина Саенко.

Передача информации грозит гражданам, в лучшем случае, назойливыми обращениями из службы мониторинга или налоговой с просьбами объяснить суть проводимых операций. В худшем — посещением госструктур, написанием объяснительных о происхождении средств, приостановкой операций, штрафами, а то и судебными преследованиями.

Как быть банковским клиентам? Рецептов на все случаи жизни нет, однако несколько обезопасить себя от внимания государства все же можно. Если владелец счета регулярно получает оплату за свои услуги или переводы от. родственников из-за границы, стоит открыть несколько текущих счетов в разных банках, а то и оформить часть счетов на близких. Это нехитрое решение поможет избежать пристального внимания к тому, кто получает деньги из-за границы. Ключевые слова — «нерегулярность» и «обыденность»: регулярные операции могут рассматриваться как используемые для дробления сумм на более мелкие, а «необычные» или «нелогичные» — как имеющие скрытый смысл или цель.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

(Spamcheck Enabled)