sudНа сегодняшний день — и это ни для кого не секрет — бизнес продолжает работать по старым устоявшимся принципам и обычаям, сложившимся в нашей стране за последние десятилетия. Под «старыми устоявшимися принципами» мы подразумеваем то, что руководители компаний очень часто продолжают работать с партнерами «на доверии», юристов привлекают только в последней стадии переговорного или другого процесса, юридические документы нередко разрабатываются юристами формально, «со слов» руководителя бизнеса, и зачастую в юридических документах так и не находят своего отражения те устные договоренности, которые легли в основу проекта.

Такое положение вещей устраивает собственников бизнеса, которые привыкли работать по-своему и не рассматривают грамотное юридическое сопровождение как неотъемлемую часть ведения бизнеса. Но все это действует только до определенного переломного момента. Он начинается, когда одна из сторон «забывает» и даже нарушает достигнутые устные или письменные договоренности, в связи с чем возникает конфликт. И вот только на стадии конфликта или войны руководители предприятия начинают думать, как выйти из сложившейся ситуации, бросаются искать юридических советников с целью выиграть спор или победить в войне. Но, как показывает практика, на стадии конфликта «лечить пациента» намного сложнее, а иногда и просто невозможно, так как проект, скорее, «уже мертв, чем жив». Ведь на стадии конфликта клиент приходит в юридическую компанию с уже сформированным юридическим пактом (подписанными контрактами, актами приемки товара, направленными или полученными претензиями и т. д.), и зачастую уже существующие в документах дыры невозможно исправить. Поэтому нам, адвокатам, приходится работать с теми документами, которые есть у клиента в наличии, хотя практически в 90% такие документы не могут гарантировать результат, к которому стремится клиент.

К сожалению, сегодня в Украине бизнес, готовый вкладывать в разные проекты миллионы и миллиарды долларов, практически не задумывается о том, какие юридические риски могут его ожидать, если он войдет в такой проект. А если хоть что-то пойдет не так, как он планировал изначально? Все мы хотим верить в лучшее и часто наивно полагаем, что так оно и будет. Но нередко в жизни бывает наоборот — попадаются недобросовестные партнеры, готовые использовать любую оплошность контрагента и особенно юридические ошибки, которые могут принести немалую прибыль последним.

Мы постоянно пытаемся донести до всех наших клиентов, что детально прописанные юридические правила на начальной стадии помогут избежать конфликта в принципе. Мы предлагаем бизнесу кардинально сменить вектор и подход к ведению бизнеса и начинать юридическую профилактику, когда бизнес-проект или сделка еще на стадии зарождения.

Что мы вкладываем в понятие «юридическая профилактика»? Это разработка детальной юридической схемы минимизации юридических рисков будущего проекта. И, конечно же, бывали случаи, когда разработанная нами схема минимизации рисков предоставлялась контрагенту (от которого, естественно, требовалось провести дополнительные юридические действия для обеспечения чистоты сделки). Контрагенты попросту отказывались проводить такие действия, в связи с чем сделки не заключались. И мы, и наши клиенты считаем, что даже в таком случае бизнес выигрывал, ведь намного лучше сохранить деньги, чем потерять их, вложив в изначально проигрышный проект с партнером, не готовым играть по четким и честным правилам. Поэтому юридическая профилактика бизнеса, на наш взгляд, является неотъемлемой и необходимой частью успешного ведения любого дела, залогом его финансового успеха. Ведь лучше быть здоровым и тратить деньги на профилактику, чем лечиться от тяжелой болезни. И ведь неизвестно, возможно ли вообще победить эту болезнь…