На прошлой неделе украинский интернет просто взорвала новость о том, что венгерский лоукостер Wizz Air прекращает свою работу в Украине. Пассажиры, как и участники рынка, задаются вопросом о том, что вынудило компанию прекратить сотрудничество с Украиной как раз перед самым выгодным летним периодом.

Ответ достаточно прозаичен, ведь в стране кризис, который, судя по всему, затянется надолго. Тем не менее, необходимо вспомнить, что в прошлом ноябре лоукостер уже пригрозил Украине в том, что свернет свою работу. Тогда предлогом выступало возможное принятие новых авиационных правил, которые могут дискредитировать работу компании. Некоторые аналитики считают, что это заявление служило предлогом для того, чтобы получить дополнительные преференции или дотации. Новые правила не имеют никакого отношения к этому, ведь если компания-лоукостер решила уйти в связи с невыгодным экономическим положением, она все равно уйдет с рынка.

Как мы видим, правила не утвердились, а Wizz Air смело машет ручкой. Тем не менее, существующие международные соглашения позволяют летать по всем направлениям компании уже сейчас, не дожидаясь необходимости подписания договора о едином авиационном пространстве с Евросоюзом. Аналогичным образом не так давно компания поступила в Болгарии и Сербии.

Однако, украинская сторона должна извлечь из происходящего важные и полезные уроки. Какие?

Правительство, которое руководствуется либеральными теориями в экономике, полагает, что главной возможностью реанимации украинской экономики есть полное открытие рынка, быстрая приватизация государственной собственности, особенно в приоритете иностранные инвестиции. Не учитывая кризис, а также упадок до невероятно минимальных сумм украинских активов,  Кабинет Министров активно готовит программу «большая приватизация», при этом обещая в течении года продать больше, чем в период независимости нашей страны.

wizzair-1

Вполне логично, что государственная собственность будет продаваться с большими дисконтом. Несомненно, в страну с войной на Востоке можно приманить инвесторов, однако при условии продажи за бесценок того, что имеет достаточно высокую себестоимость. Тем не менее, учитывая даже бросовую стоимость выставляемых на аукцион объектов, они недосягаемы для украинского среднего бизнеса, а для мелкого тем более. Крупный капитал нашей страны не приблизится к приватизации, ведь существует явный предлог – борьба с олигархами.

Если ознакомиться со списком предприятий, которые предлагают приватизировать, почти все они имеют невысокую степень прибыльности, либо и вовсе работают в убыток.

Продавать предприятия, которые приносят доход (даже небольшой) невыгодно для экономики. Говоря о предприятиях, которые работают на убыток, следует отметить, что они нуждаются в наведении порядка, а также в аудите. Большое количество подобных компаний стратегически необходимы, ведь они позволяют контролировать целевые отрасли, либо выступают в качестве отдельных отраслей.

Для того чтобы иностранные инвесторы заинтересовались, необходимо предоставление различных гарантий, а также преференции, которая может означать освобождение от налогов на определенное время. Примером подобной политики есть пример Литвы, которая, благодаря подобным действиям, привлекла на рынок известные во всем мире компании Barclay, Microsoft и Ryanair.

Зарубежный инвестор, который планирует открыть бизнес за границей, рассчитывает на получения максимальной прибыли, которая выводится в его страну. Таким образом, все заработанные суммы выходит за рубеж.

Компания Визз Эйр, аналогично компании Shell в Харьковской области преподнесла невероятно полезный урок украинским властям. Иностранные инвесторы мало интересуются проблемами страны, в которой их бизнес, а также проблемами ее жителей. Инвестор беспокоится только о выгоде в данный момент. В том случае, если прибыли нет, инвестор сворачивает свою деятельность вместе с рабочими местами и благами. Инвесторы действуют по принципу: ничего личного – только деньги.

Упрекать иностранцев подобными заявлениями нелогично. В отличии от представителей украинского бизнеса, тем более того сектора, который относится к чиновникам, которые в течении последних десяти лет проводили аналогичную политику. Подобные моменты легко найти даже в политике нынешнего руководства государства.

Успешность реформ нового правительства зависит от прагматизма, а также национализма в экономике, который упирается на средний бизнес. В данном случае ключевую роль играет производственный бизнес, который позволяет давать новые рабочие места, а также производит реинвестирование полученной прибыли в родной стране.

Аналогично и в авиационной сфере, где кроме национального переводчика, который ориентирован на олигархический сектор, существуют несколько достаточно амбициозных проектов. К примеру, проект украинского бизнесмена из Германии, который основал Yanair, развивающий систему полетов, а также восстанавливает аэропорт в городе Житомир. Инженеры-переселенцы из зоны АТО запустили с нуля новое авиаремонтное предприятие при Харьковском аэропорту и начиная с 2015 года отремонтировали два самолета.

Можно полагать, что подобный успех существует в каждом секторе украинской экономики. Именно это и необходимо поддерживать нашему правительству. К иностранным инвесторам необходимо относится более подозрительно, аналогично тому, как это делается в США. В Америке иностранцы не имеют право владеть контрольным пакетом документов авиакомпании. Без разрешения компетентного органа по данному вопросу, резидент даже самолет купить не сможет вне зависимости от того, где он планирует летать. Арабские инвесторы, имеющие морские порты в Штатах, ограничены законодательством, правом и судовыми решениями. Украина пока что не доросла до подобного, но нам есть куда стремиться.