uchebaПериод обучения становится все длиннее. И дело даже не в том, что молодежи приходится усваивать все больший объем знаний, накапливаемых человечеством. Главная причина — тотальное старение населения Земли. Уже через 10 лет возраст каждого пятого жителя Западной Европы и каждого шестого Северной Америки будет превышать 65 лет. Чтобы снизить нагрузку на пенсионный фонд, развитые страны повышают планку выхода на заслуженный отдых: в большинстве стран в Европе он уже достиг отметки 65 лет. По данным Евростата, с 2004 по 2014 гг. занятость специалистов в возрасте 55-59 лет увеличилась на 11% (с 50 до 61%), в возрасте 60-64 года — на 8% (с 23 до 31%). В Дании, к примеру, продолжают работать 6,2% граждан с возрастом старше 65 лет (рост на 4% за десять лет), а старше 70 лет — 3%, это беспрецедентный показатель в ЕС.

В Американских штатах экономически активными есть 20% мужчин и 12% женщин с возрастом старше 70 лет. Но такой подход к решению проблемы породил новую — ограниченность предложений на рынке труда для молодежи. Как утверждает Eurostat, «в июне 2014 г. 5,129 млн молодых людей в ЕС (до 25 лет) числились безработными, из них 3,319 млн — жители Еврозоны» или 22 и 23,1% соответственно. И причина тому не только мировой кризис, но и увеличение трудового стажа старшего поколения.

«Главная опасность состоит в том, что те, кто в свои 25 не имеет работы, в течение следующих пяти лет вряд ли ее найдут: шанс обрести карьеру упали до минимума, знания теряются, снижается зарплата, в то время как условия работы практически не улучшаются», — говорит экономист Международной организации труда (ILO) Эккехард Эрнст. По данным Еврокомиссии, безработица среди молодежи ежегодно обходится Европейскому Союзу в 150 млрд евро, или в 1,2% общеевропейского ВВП.

Единственное предложенное решение проблемы — тотальное увеличение срока обучения. По прогнозам Международной организации труда, к 2060 г. в Европе общая продолжительность образования составит 20 лет (среднее плюс высшее), в США — 25 лет. Причем специальные государственные программы будут стимулировать не только получение второго высшего образования для молодежи, но и обучение «для тех, кому за 30» — так называемая концепция непрерывного обучения (Lifelong Learning).

Специалист по занятости среди молодых людей при ОБСЕ Анне Соннет считает, что будущее за двусторонней системой образования, когда обучающиеся по выбранной профессии получают знания в двух учреждениях. Одним из которых является профессиональная школа или вуз, а другим — обучающая организация. Причем практика (в действующей организации) должна составлять около 2/3 времени обучения. Дуальная система успешно практикуется в Германии, Австрии и в Швейцарии, где уровень молодежной безработицы не превышает 8%. Обучаясь на предприятии студенты получают так называемую стипендию за выполняемую здесь же работу, а после окончания практического курса — работу, в которой они уже хорошо разбираются. Для предприятий такой способ обучения даст возможность заполучить действительно нужные кадры, тем более что государство финансово поддерживает такие программы. Новые стимулы появляются и у вузов, например система Singularity University, внедряемая NASA и Google: образовательное учреждение получает 1% в любом бизнес деле, созданное его учащимися. Такое решение позволяет ВУЗу стать серьезным владельцем неплохой части акций. То есть, может себе позволить не брать плату за получаемое образование, а инвестировать в обучающихся, рискуя при этом с ними.

В любом случае можно работать в эконом такси Одесса, где также нужны опыт вождения автомобиля и водительские права.