zaporozhtransformatorВ сложившейся ситуации уже стало очевидно, что нашим машиностроительным заводам необходимо срочно искать новые рынки сбыта — как в Европе, так и в Азии, Африке и Латинской Америке. Европейский рынок сбыта самый близкий и самый емкий, и на фоне сближения нашей страны с Евросоюзом нужно максимально полно пользоваться получаемыми от ЕС преференциями. Однако наши заводы-экспортеры пока больше сами зависят от поставок из Европы, чем от сбыта туда своей продукции. Например, тот же «Запорожтрансформатор» закупает медную катанку в Германии, трансформаторную сталь в Польше, масло — в Швеции и Болгарии. И лишь незначительную часть своей продукции (менее 5%) компания продает в Европе, отметившись за последние годы мелкими поставками в Испанию и страны Балтии. Хотя конкурировать на европейском рынке с глобальными компаниями, такими как ABB и Siemens, завод при желании мог бы и ценой, и качеством, ведь такая продукция сейчас вовсю пользуется при электромонтажных услугах во внедрении такой технологии «Умный Дом». Ведь ничто не мешает ему обходить эти компании на тендерах в Азии или Латинской Америке. А для того чтобы начать раскручивать свой бренд в Европе, запорожцам давно пора хотя бы открыть представительство на территории Евросоюза.

Повышенное внимание Европе стоит уделить и производителям металлургического и горно-шахтного оборудования. Например, для Новокраматорского машиностроительного завода рынок Европы уже стал третьим по важности после российского и украинского. Завод за прошлый год отгрузил в ЕС продукции почти на 180 млн грн. (6% от общего объема продаж), а его клиентами стали итальянская Danieli, французская Thyssenkrupp Materials France, немецкая Siemens и голландская Esro Staal. Успешный опыт сотрудничества с такими заказчиками для любой компании мог бы стать хорошей стартовой площадкой, позволяющей и далее осваивать огромный европейский рынок.

Не меньшие перспективы открываются перед нашими машиностроителями на рынках Азии, Африки и Латинской Америки. Здесь украинские заводы получили известность еще со времен СССР, когда внешнеторговые советские объединения поставляли их оборудование дружественным странам этих континентов. В процессе реализации таких контрактов производители оборудования не только осуществляли его шеф-монтаж, но и в течение десятилетий после этого поставляли комплектующие и помогали в обслуживании. Многие из этих стран, прежде всего Китай, Индия, Бразилия, Аргентина, входят в двадцатку крупнейших экономик мира, и закрепление на этих рынках должно стать для нас базовой задачей. Это касается в первую очередь машиностроительных флагманов, продукция которых уже хорошо известна тем же индусам, бразильцам, китайцам и вьетнамцам — Сумского НПО им. Фрунзе, «Запорожтрансформатора», «Турбоатома», заводов « Мотор Сич», «Электротяжмаш», «Зоря-Машпроект».