потребительский индекс в УкраинеУкраинские потребители демонстрируют оптимизм: в июне индекс потребительских настроений неожиданно вырос сразу на 7,7 пункта, практически до уровня 11 января 2014-го. Полученные Gfk Ukraine W данные оказались неожиданными. Экономика, начавшая замедляться ещё в 2013-м, весь первый квартал падала, товары дорожали (-1,1% ВВП при росте цен как минимум на 11%). По оценке министра экономического развития и торговли Павла Шереметы, во втором квартале ситуация не улучшилась.

Реальных оснований для улучшения потребительских настроений в Украине нет. Доходы покупателей не успевают за ростом цен, выручка розницы (которая в январе — мае увеличилась лишь на 2,9%, до 343 млн грн) по итогам первого полугодия должна была сократиться по сравнению с прошлогодним показателем.
На самом деле противоречия между ростом индекса потребительских настроений (ИПН) и ухудшением реальной ситуации нет. ИПН — результирующая нескольких показателей, часть из которых относится к ожиданиям потребителей, часть — к реальному положению дел. Итоговый индекс вырос в основном за счет ожиданий: в июне украинцы оптимистичней оценивали будущее экономики и собственного материального положения.

Реальное материальное положение опрошенных, напротив, продолжило ухудшаться: 53,3 пункта, или -0,5, по сравнению с апрельским замером. На этом фоне несколько парадоксально выглядит готовность совершать крупные покупки: 4- 15 пунктов, до уровня 70,2. Но это тоже объяснимо — сыграл роль отложенный спрос, сформировавшийся в январе — мае, когда население сокращало затраты даже на самое необходимое, откладывая деньги на черный день.

Тем не менее потребительские настроения остаются пессимистичными — примерно на уровне начала 2011 года. Конечно, их не сравнить с «провальным» настроением января 2009 года, когда страна готовилась к тотальной экономии, а индекс обновил абсолютный минимум в 41 пункт. Но нынешний уровень всё же ближе к антирекорду 2009-го, чем к показателю благополучного 2007-го, когда значение индекса превышало 100 пунктов. А это значит, что, несмотря на рост потребительских настроений, украинцы всё же больше склонны экономить, чем увеличивать траты.