grivnaПроблема нехватки государственных финансов актуальна для Украины как никогда. В 2013-м дефицит консолидированного бюджета составил 4,4% ВВП, а с учетом социальных фондов и НАК «Нафтогаз Украины» — все 6,7%. В этом году показатели будут не лучше. В период быстрого экономического роста это не создавало бы серьезных проблем. Сегодня есть одно но: возможности привлечения долгового финансирования для покрытия дефицита крайне ограничены. Внешние рынки частного капитала закрыты, а низкая ликвидность банков свела рыночный спрос на облигации внутреннего госзайма практически до нуля.

На этом фоне роль Нацбанка в финансировании расходов бюджета огромна. За пять месяцев 2014 года НБУ профинансировал более 15% всех расходов государства. Такой уровень вовлеченности регулятора не просто вызывает обеспокоенность, а очевидно угрожает стабильности государственных финансов. По большому счету это эмиссионные деньги, создающие огромные риски для экономики в среднесрочной перспективе. Поэтому необходимы действенные меры по сокращению дефицита госфинансов.

Снижение расходов — универсальный рецепт борьбы с бюджетным дефицитом. В совокупности в бюджеты всех уровней и социальные фонды государство собирает эквивалент 45% официального ВВП. Это далеко не самый высокий мировой показатель. Проблема Украины в другом — средства часто тратятся на неэффективные программы, раздутый госаппарат и субсидирование зажиточных домохозяйств. Снижение расходов не означает повсеместного урезания зарплат, социальных выплат и других текущих затрат. Достаточно того, чтобы на протяжении нескольких лет расходы бюджета росли чуть медленнее, чем номинальный ВВП. Это дало бы существенный позитивный результат. В 2013-м дефицит госбюджета составил почти 65 млрд гривен. Но если бы последние пять лет темпы роста расходов отставали от темпов роста номинального ВВП лишь на 2 п. п. ежегодно, то в 2013-м государственный бюджет был бы бездефицитным.

Как можно добиться такого соотношения? Возможностей много: оптимизация госаппарата, снижение дотаций теплокоммунэнерго, оптимизация системы пенсионного обеспечения.

Необходимо уже сейчас снижать государственные капитальные затраты и увеличивать долю частного капитала в инфраструктурных проектах. В Украине до сих пор нет успешных примеров строительства платных дорог — ремонт и новые проекты финансируются за счет государственных средств. Коммунальная сфера держится на копейках, выделяемых из местных бюджетов. При этом потребители платят миллиарды гривен за коммунальные услуги, которые фактически не предоставляются. Государство тратит огромные средства на то, что может быть профинансировано с помощью частного капитала намного дешевле и с большей отдачей.
Еще одна составляющая экономии средств — упорядочение и максимальная прозрачность в сфере государственных закупок. Если бы все товары и услуги, купленные через процедуры госзакупок, были лишь на 10% дешевле, то государство и госпредприятия экономили бы ежегодно сумму, превышающую 1% ВВП. Можно ли добиться такой экономии? Думаю, при устранении коррупционных схем она могла бы быть существенно выше.

Вернуть дефицит бюджета под контроль можно в обозримой перспективе. Для этого необходим системный и регулярный контроль над расходами. Пять лет кропотливой работы и отстаивания ключевых маяковых показателей на макроуровне дадут колоссальный эффект. Снизив неэффективные расходы, государство уже через несколько лет сможет уменьшать налоговую нагрузку на 5% ВВП ежегодно. Но достижение таких целей полностью зависит от наличия политической воли и от последовательной политики в условиях частой смены правительств. Возврат к популизму даже на один год полностью перечеркивает достижения трех-пяти лет. Пакет антикризисных законов, принятых в марте, и июльские инициативы правительства по дальнейшему снижению расходов — шаги в правильном направлении. Сейчас главное — не сбавлять темп.