Киевлянка Лера Бородина научилась нарабатывать на извечной женской проблеме «нечего надеть» и создала крупнейший в Украине сервис по аренде платьев.

Когда Лера Бородина в 2013-м только запустила сервис аренды платьев Oh My Look!, весь учет проводился вручную на бумаге. Недостаток такого подхода проявился почти сразу: однажды одна из клиенток пришла за платьем, которое забронировала заранее, но наряд уже успела забрать другая девушка.

«Главный страх — сдать одну вещь двум клиентам одновременно. Ничего хуже быть не может как для сервиса, так и для клиента, который не получит платье своей мечты», — вспоминает Бородина о случае почти трехлетней давности.

Тогда конфликт удалось разрешить, так что все остались довольны. Но урок Лера усвоила: понимая, что неточная выдача заказов может сильно ударить по репутации, она взялась инвестировать в разработку CRM-системы для учета платьев. На создание первого прототипа, способного показывать, какие вещи забронированы, какие находятся на руках у клиентов, а какие ушли в химчистку, было потрачено около $10 000. Сегодня, после ряда улучшений и доработок, Бородина оценивает программное обеспечение в более чем $200 000.

Правильный софт позволил компании нарастить базу — сейчас в ней 27 000 лояльных клиентов — и выдавать без запинок по 500 платьев в месяц.

«Как оказалось, простой, на первый взгляд, «девичий» проект представляет сложный технологический бизнес, где не обойдешься одними записями на листочках», — с иронией говорит владелица Oh My Look!.

А учитывая, что по итогам 2015 года выручка компании составит порядка 7 млн гривен, ей можно верить.

В 2011-м американский сервис по аренде дорогой одежды Rent The Runway получил премию Rising Star Award от FGI. Идея стартапа была проста: предоставлять в аренду платья от именитых дизайнеров за 10% их стоимости. Это позволяло решать проблему с выбором наряда на торжественное мероприятие тем, у кого возможности покупать дорогие вещи не было. Бородина вдохновилась идеей.

«Если это работает там, то почему не сможет у нас?» — рассказывает основательница Oh My Look!.

В то время девушка трудилась в другой сфере — обеспечивала съемку туристических видеороликов для правительства Грузии. Когда в 2012 году Михаил Саакашвили проиграл выборы, у Леры освободилось время для реализации собственного проекта.

На запуск стартапа бывший продюсер потратила $70 000. Деньги ушли на разработку сайта, подготовку шоу-рума и закупку платьев. Поначалу их было всего 75, но даже этого было достаточно для успешного запуска. По словам Бородиной, Oh My Look! вышла на самоокупаемость уже со второго месяца работы. Стоимость аренды платья составляет от 10 до 20% стоимости нового. За 2013 год выручка стартапа составила 400 000 гривен, а количество платьев выросло до нескольких сотен. Через год выручка приблизилась к 2,5 млн гривен. Как Oh My Look! удалось вырасти так быстро?

Бородина не скрывает: одним из преимуществ ее сервиса стало отсутствие залога за платье. Работать так помогает грамотное программное обеспечение. Впервые взяв платье в аренду, человек вносит все свои данные в систему, в том числе и копии документов, взамен получает карточку Oh My Look!.

«Для Украины это уникальный сервис, над созданием которого работала целая команда разработчиков, аналитиков и дизайнеров», — уверяет Александр Зайчук, СЕО компании Zolteco, которая создавала софт.

Еще одной фишкой сервиса стала страховка платья: в стоимость аренды входит мелкий ремонт и химчистка.

«Мы ни слова не скажем, даже если платье порвано по шву. Для решения подобных проблем у нас есть собственная мастерская», — делится Бородина.

По ее словам, за время работы сервиса платье не вернули только один раз.

Одним из важнейших преимуществ компании стало постоянное обновление каталога. Пополнять базу удается за счет сотрудничества с украинскими дизайнерами и поставщиками товара в Украину. И первые, и вторые неплохо зарабатывают: 20% дохода с каждой аренды отдают владельцам вещей. Плюсы такого сотрудничества в возможности вернуть платье поставщику, если оно не пользуется популярностью у девушек.

Сегодня Oh My Look! располагает 2000 нарядов, тогда как у ближайшего конкурента компании Rent A Brand их в два раза меньше.

«На самом деле в шоу-руме в Киеве у нас действительно почти 700 моделей, но если говорить о всей размерной сетке, то можно насчитать более 1000 платьев», — рассказывает Кристина Нгуен, владелица сервиса аренды платьев Rent A Brand.

Однако, по ее словам, отличие этой услуги в том, что в активе — платья только известных заграничных брендов.

«У нас нет нарядов сегментов no name или масс-маркета», — подчеркивает.

Но сама Бородина считает, что ее главный конкурент — Zara.

«Как убедить девушку взять платье в аренду за 1000 гривен вместо того, чтобы купить новое», — пожимает плечами основатель Oh My Look!.

Бурный рост подтолкнул Бородину открывать новые направления деятельности. В 2014-ом появился сервис для аренды свадебных платьев Oh My Look! Wedding. Бизнес-модель была вполне реальна, но количество трудозатрат оказалось несоизмеримым с выручкой. Если при выборе обычного платья девушка тратит максимум полтора часа, то при подготовке к свадьбе это время увеличивается в пять-шесть раз.

«Она смотрит сама, затем с мамой, после с подружками. А потом еще с новой обувью», — отмечает Бородина, по словам которой сервис таки удалось вывести «в ноль».

Но спустя девять месяцев проект закрыли.

Второе начинание Бородиной — салон красоты G. Ваг — оказалось более успешным. В пространство, где девушка может сделать макияж и прическу, вложили $50 000.

«Мы тянули трубы с водой едва ли не из Житомира», — шутит Бородина.

Пока G. Ваг только четыре месяца, но проект уже вышел на самоокупаемость. До конца года будет открыта вторая точка.

«Лера не боится пробовать, не боится рисковать», — оценивает партнера Наталья Корнейко, национальный тренер торговой марки Lancome, продукция которой используется в G. Ваг.

Диверсификация бизнеса — не прихоть Бородиной, а финансовая необходимость.

«Сначала мы открыли представительство в Одессе, потом переехали в новый шоу-рум в Киеве, где сделали дорогой ремонт. В один момент команда выросла из нескольких человек до штата в 49 сотрудников», — рассказывает основатель Oh My Look!.

В 2015 году Бородина запустила еще одно направление — Photo Room. Тут за фиксированную плату можно сделать фотосессию с профессиональным фотографом, меняя несколько платьев из коллекции шоу-рума.

Несмотря на дополнительные начинания, львиную долю выручки все-таки приносит аренда платьев. В среднем у компании около 500 сделок в месяц, столько же удается осуществить в горячие дни — на Новый год и в период выпускных балов. Стоимость аренды — от 500 до 1600 гривен. В этом году сервис впервые предложил клиентам каталог платьев класса люкс, стоимость которых составила 2000-6000 гривен. Всего на люкс-сегмент приходится около 25% заказов. Чаще всего такие наряды берут стилисты телеканалов, которым нужна одежда для съемок.

Внимание к сервису и к каждой его детали 29-летняя Бородина считает своей сильной стороной. Благодаря этому у Oh My Look! порядка 200 000 подписчиков в социальных сетях и 27 000 выданных карт клиента. Однако такое трепетное отношение отразилось на скорости развития бизнеса за пределами Киева. Подготовка к запуску франшизы заняла около года. «Был проведен не один мозговой штурм, пока мы не разработали попятную для обеих сторон стратегию развития», — рассказывает Юлия Черняк, руководитель отдела продвижения и продаж компании Franchise Group, с которой сотрудничала Бородина.

Первый магазин под брендом Oh My Look! в ноябре появился в столице Беларуси Минске. На очереди — еще около 40 предложений от бизнесменов из СНГ и нескольких стран Европы. Франчайзи не пугает даже высокая цена: первый взнос составит от $50 000, еще столько же потребуется на запуск бизнеса. Размер роялти составит 5%. Бородина уверена, что цена полностью оправдана: покупатель франшизы получает не только примеры, как оформить шоу-рум, но и передовое программное обеспечение и советы по закупке платьев для каталога.

«Благодаря трехлетнему опыту мы точно знаем, какие модели «рабочие» и не будут простаивать», — говорит бизнес-вумен, которая на этом набила немало шишек: в самом начале она закупила несколько нарядов, которые так и провисели на вешалке без дела.

В пределах Украины шоу-румы Oh My Look! Бородина будет развивать самостоятельно. В ноябре этого года новая точка открылась в Днепропетровске, в январе 2016-го шоу-рум появится в Харькове, несколько позже — во Львове. Это больше, чем у американского Rent The Runway.

Впрочем, сейчас за своим кумиром Бородина следит уже не так пристально, как раньше.

«У нас разные модели развития. Мы делаем упор на шоу-румах, тогда как американцы — на доставке», — добавляет основательница Oh My Look! — сервиса, которым интересуются по всему миру.