Новости Запорожья и в Украине

Какими должны быть реальные зарплата и пенсия в Украине

21 Февраль 2016

Комментарии

0
 Февраль 21, 2016
 0

Правительство Яценюка искусственно ограничивает важные расчетные показатели. Фактический прожиточный минимум в два раза больше, чем официальный.

Вы удивитесь, но это признало Минсоцполитики, проведя соответствующие расчеты. По его данным, размер прожиточного минимума в ценах декабря 2015 года в расчете на месяц на одного человека составлял 2658 гривен (с учетом НДФЛ), для трудоспособных лиц — 2878 гривен. То есть, официальная величина прожиточного минимума на одного человека занижена по сравнению с фактическим размером прожиточного минимума, на 1328 грн. или на 99,8%, для трудоспособного лица — на 1500 грн. (на 108,9%). А согласно расчетам работодателей и профсоюзов, фактический размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц, в декабре скорректированный на сумму обязательных платежей, должен быть на уровне 3116 грн., то есть на 1738 грн. больше, чем сегодня!

Почему же тогда официальный прожиточный минимум так отличается от фактического?

Прожиточный минимум был заморожен с начале 2014 года вплоть до сентября 2015 года, поэтому его стоимостная величина очень отстает от фактического уровня цен, — говорит Лидия Ткаченко, старший научный сотрудник Института демографии и социальных исследований НАНУ.

— Только в течение позапрошлого года потребительские цены выросли на 25%, в прошлом — еще на 43%, то есть почти на 70%. А прожиточный минимум в сентябре 2015 года повысили только на 13%. Это мизер. Напомню, что до мая прожиточный минимум на человека в месяц составит 1330 грн., для трудоспособных лиц — 1378 гривен.

— Зачем тогда Минсоцполитики рассчитывает данные о фактическом минимуме, если он нигде не применяется?

— Статья 5 Закона Украины «О прожиточном минимуме» предусматривает, что Минсоцполитики должен вести мониторинг и ежемесячно на основе статистических данных об уровне потребительских цен рассчитывать фактический размер прожиточного минимума и публиковать эти данные на своем сайте.

То есть, это входит в ведомственные обязанности министерства.

Кстати, прожиточный минимум как базовый стандарт, на основе которого определяют все ключевые социальные выплаты, на уровне закона он был введен еще в 1999 году. Он формируется на основе потребительской корзины — набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для функционирования человеческого организма.

— Правительство только формально выполняет положения. Ведь сам признает, что фактический размер прожиточного минимума применяется только для наблюдения за динамикой уровня жизни в стране, — добавляет эксперт по социальным вопросам Андрей Павловский.

— Кстати, методика расчета потребительской корзины и прожиточного минимума утверждалась 16 лет назад. С тех пор, несмотря на требования закона «О прожиточном минимуме», где есть соответствующая статья, ее нужно пересматривать раз в пять лет, это не делается. Если актуализировать эту методику, то становится понятным, что прожиточный минимум в ценовой стоимости намного больше.

Если бы официальный прожиточный минимум повысили до фактического, которые еще выплаты увеличились?

Л. Ткаченко: — Размер прожиточного минимума влияет на большинство социальных выплат — как из системы социального страхования (например, минимальный размер пособия по безработице для застрахованных в настоящее время установлен на уровне 80% прожиточного минимума для трудоспособных лиц), так и предоставляемых на счет бюджетных средств. Кроме того, прожиточный минимум влияет на размер налоговой социальной льготы и других критериев для предоставления социальных льгот и субсидий. Именно поэтому прожиточный минимум правительство и заморозило, чтобы уменьшить расходы на социальную защиту.

Сколько денег нужно, чтобы повысить официальный прожиточный минимум до уровня фактического?!

А. Павловский: — В этом году правительство обещает повысить соцстандарты на 12,1%. С мая — на 5,2% и с декабря — на 6,9%. По крайней мере такие показатели заложены в госбюджет. По расчетам Кабмина, на это дополнительно нужно 40 млрд. гривен. То есть, если бы повысить прожиточный минимум сразу на 90%, то потребуется около 280 млрд. гривен. Вряд ли в этих условиях без надлежащих реформ удастся найти такие деньги. Ведь реальный сектор экономики, где создается наибольшая добавленная стоимость, можно сказать, не работает. Люди снова совсем не почувствуют рост социальных стандартов, потому что реальная инфляция будет в два-три раза выше размера их повышения. Покупательная способность населения будет снижаться.

Л. Ткаченко: — Я думаю, без надлежащего повышения прожиточного минимума и связанных с ним гарантий страна и дальше погружаться в бедность и уныние. Поддержание покупательной способности доходов населения, в том числе неработающих, является одним из необходимых условий экономического роста. Прошлый опыт показывает, что существенное повышение минимальных зарплат и пенсий позволяет значительно уменьшить количество получателей жилищных субсидий и других пособий, связанных с бедностью. Если мы хотим быть европейским государством, то должны преодолевать бедность.

Какие размеры прожиточного минимума в других странах?

А. Павловский: — Размер минимальной заработной платы, равной прожиточному минимуму для работающего человека в Украине составляет в среднем 50 евро, тогда как в Польше этот показатель на 2016 год — 426 евро, в «кризисной» Греции — 615, во Франции — 1482 евро. Цифры говорят сами за себя.

— Сегодняшние стандарты нельзя назвать даже минимальными — они больше похожи на стандарты выживания, а не жизнь, — рассказывает эксперт ОО «Общественный аудит» Андрей Вигиринський. — Наш потребительская корзина нуждается не только количественного, стоимостного просмотра, но и качественного, учитывая изменения потребностей человека, динамику цен. Не говоря уже о его приближении к европейским стандартам. Например, в Украине предусмотрено лишь 35 г рыбы в день на человека, тогда как в соседней Польше это 56 г, в Германии — 125 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

(Spamcheck Enabled)