Нам и вправду нужно купить акции 500 компаний, чтобы грамотно сформировать инвестиционный портфель? А может, хватит одного-двух десятков фирм? Тогда останется больше времени и сил на то, чтобы тщательно взвешивать каждое решение. Паевой фонд Hennessy Focus из Арлингтона, штат Виргиния, избрал именно такую стратегию. Фирма уверенно переигрывает рынок, делая очень продуманные ставки. В основном — на растущие компании среднего размера. «Мы не любители тратить время на обсуждение мер по защите от волатильности рынка. Лучший способ снизить риск — досконально знать бизнес своих компаний и их конкурентоспособность», — делится секретом Дэвид Рэйни, один из трех портфельных менеджеров Hennessy Focus.

Владельцы Hennessy Focus

Владельцы Hennessy Focus

На мучительные раздумья — докупать акции или избавиться от них — Рэйни и два его партнера, Брайан Маколей и Айра Ротберг, тратят месяцы. В управлении у Hennessy Focus $1,5 млрд. Прошлый финансовый год фирма завершила с мизерной оборачиваемостью инвестиций — 4%. Для сравнения, у типичного фонда акций роста она обычно достигает 100%.

Результат долгих размышлений — список из 24 компаний, в которые вкладывает Hennessy. В их числе страховая фирма, специализирующаяся на редких видах рисков, автотранспортная компания, у которой почти нет собственных грузовиков, коллектор, скупающий задолженность по кредитным картам, и дилер подержанных авто. У всех этих фирм есть общая черта: их бизнес «немоден», зато стабильно растет.

Если инвестируешь в акции роста, то во время спадов потерь не избежать. В 2007-2009 годах, когда произошел обвал, активы фонда подешевели на 45%. Выбирая объект для инвестирования, Рэйни, Маколей и Ротберг исходят из трех предпосылок. Во-первых, фирме необходимо вести бизнес, который конкурентам сложно скопировать. Во-вторых, она должна генерировать денежный поток. В-третьих, компании нужно не просто раздавать деньги акционерам, а уметь грамотно ими распоряжаться. Бумаги страховой компании Markel в портфеле у Hennessy Focus с 1997 года. Ее изюминка: страхование рисков, которые ввергли бы в шок любого другого страховщика. Среди клиентов — тренеры по боевым искусствам, дезинсекторы, любители экстремальных видов спорта и участники родео. Конкуренты здесь редкость: попробуй-ка, скопируй специализированную программу страхования.

Автомобильные грузоперевозки известны высокими постоянными издержками и убийственно низкими ценами в периоды падения спроса.

Компания Roadrunner Transportation Systems научилась оставаться рентабельной даже в таких условиях. Ее секрет — держать на балансе как можно меньше автомобилей, поясняет Рэйни. Большинство водителей Roadrunner — независимые подрядчики, владеющие собственными грузовиками. Кроме того, фирма занимается перевозкой сборных грузов. Вместо того чтобы заполнять каждый автомобиль под завязку у одного клиента, она формирует партию из заказов нескольких отправителей. Транспортировка сборных грузов — задача не из легких: обычно скоростью здесь жертвуют в угоду эффективности. Конкурентов Roadrunner обыгрывает благодаря масштабам бизнеса и собственному программному обеспечению. А для Hennessy Focus это очередная бизнес-модель, которую сложно скопировать.

Еще один объект инвестирования — компания Encore Capital Group. Фирма скупает дебиторскую задолженность по кредитным картам, на которую банки махнули рукой. Казалось бы, много здесь не заработаешь. Но иногда можно выкупить проблемный долг по 3 цента за доллар, а с неплательщика выжать по 10 центов, поясняет Айра Ротберг. Бизнес Encore ему нравится. За годы работы компания собрала досье на 60 млн заемщиков. Поэтому, когда на торги выставляют очередную партию проблемных долгов, фирма может точно определять людей, способных вернуть часть денег.

Сложно найти более «немодный» бизнес, чем торговля подержанными автомобилями. Акции дилера СагМах оказались в портфеле Hennessy Focus по двум причинам. Во-первых, у компании огромный выбор авто. Во-вторых, приобрести их можно по фиксированной цене, как кусок мяса в супермаркете. Уставшие торговаться с пронырливыми продавцами, покупатели с радостью хватаются за эту возможность. Попытавшись перенять модель фиксированных цен, другие дилеры с треском провалились, рассказывает Маколей. А значит акции СагМах — то, что нужно Hennessy.

Бывает, что бизнес-модель трудно скопировать, но компания все равно терпит фиаско. Инвестиции в оператора наружной рекламы Lamar Advertising оказались неудачными. Партнеры верно угадали, что конкурентам сложно будет получить разрешения на монтаж билбордов. Но угрозу, которую для Lamar Advertising несет реклама на смартфонах, осознали слишком поздно.

Особую роль в подсчетах Hennessy играет чистый доход. В 2013-м компания American Tower, которая сдает в аренду мобильным операторам места на вышках для установки антенн, получила скромную прибыль. Зато ее чистый доход вырос на 20%, до $3,68 на акцию. Фонд купил бумаги American Tower в 1998-м, после ее выхода на биржу. Акции обошлись дороже $10 за штуку. Hennessy упрямо не расставалась с ними даже в 2000-2002 годах, когда цена на бумаги обвалилась до $1. Терпение партнеров было вознаграждено. Сегодня котировки American Tower — $86 за акцию.

Способность компании формировать денежный поток — важный показатель для приверженцев инвестиционной школы Уоррена Баффетта. Но партнеры Hennessy расходятся с признанным мастером в критериях выбора объектов для инвестирования: они уделяют массу внимания их росту. Баффетт часто покупает зрелые компании, чьими доходами его фонд Berkshire Hathaway может тут же распоряжаться на свое усмотрение. Присматриваясь к очередной фирме, Рэйни и его коллеги хотят понять, сможет ли она расти на протяжении десятилетия. Например, American Tower в прошлом году построила 13 000 вышек сотовой связи.
За рост приходится платить, но необязательно много. Главное — избегать инвестиций в «модные» компании вроде Facebook и Amazon, к которым тяготеют другие фонды акций роста. Аналитики Morningstar подсчитали, что в 2014-м прогнозное отношение цены к доходу для бумаг, которыми владеет Hennessy, в среднем будет равно 21. В целом по рынку этот показатель — 16.

Заработок Hennessy Focus — не комиссионные от операций купли-продажи акций, а фиксированный сбор в размере 1,43% от стоимости активов за год. Не желаете платить сбор? Инвестируйте сами. Удивительно, но Hennessy, преуспевшая в выборе компаний, чью бизнес-модель нелегко скопировать, держит данные о своем портфеле в открытом доступе.

Чтобы переиграть паевой фонд, делая собственные ставки, лучше сосредоточиться на фонде со списком коротких позиций и низкой оборачиваемостью инвестиций. Но играть придется с отставанием: фонды публикуют данные об изменениях в своих портфелях не сразу. Эта задержка может либо помочь, либо навредить. Все зависит от того, дорожают ли вначале купленные акции по сравнению с проданными или дешевеют. Остается выбирать — рисковать самому или положиться на чутье менеджеров, подобных партнерам из Hennessy Focus.