В компании «Фуджикура» начало работы в шесть утра, целую смену на ногах, перерыв на обед — 30 минут.

На заводе работают преимущественно женщины, которые должны иметь хорошее зрение.

Это современное японское предприятие через каких-то несколько месяцев выросло в чистом поле в селе Подрясное Яворивского района Львовской области. Напомним, в торжественном открытии Львовского филиала «Фуджикуры» принимал участие президент Украины Петр Порошенко.

Поражают масштабы предприятия. Все производство под одной крышей, на этой площади могут разместиться минимум два футбольных поля. В начале здесь работали в две смены по 500 человек. Сейчас — около тысячи. До конца года вступит в строй вторая очередь и на ней будет трудоустроено 1,5 тысячи львовян и жителей близлежащих деревень. Предприятие подвозит и отвозит работников своим транспортом в радиусе 30 километров.

Компания имеет узкую специализацию — изготовление кабелей для электрической сети автомобиля. Преимущественно для группы предприятий немецкого «Фольксвагена». Подобные филиалы есть в нескольких странах Восточной и Западной Европы, а еще в африканском Марокко, наиболее стабильной стране этого континента. Целесообразно возить так издалека готовую продукцию в Германию? Лучше всего — из Украины…

На предприятии немало современных машин с числовым программным управлением, но преобладает монотонная ручная работа. В основном молодые девушки (ребят заметно меньше) скручивают нарезанные провода в кабеле. Всю смену — на ногах. Еще надо иметь очень хорошее зрение, быстро различать цвета и оттенки проводов. Я поинтересовался: «Какова необходимость начинать работу так рано — в шесть часов?». Хозяева объяснили — утренние часы наиболее продуктивные для такой ответственной работы. Такой режим во всех странах, где расположены филиалы «Фуджикуры».

Сначала обучение работников происходило в Румынии, где есть подобное предприятие. На время обучения сохранялась зарплата, выдавали 10000 гривен на командировку. Но некоторые использовал эту поездку как экскурсию. Случалось, что из автобуса, где было 35-40 человек, 10 — на завод после поездки в Румынию уже не возвращались…

Молодые люди не помнят крупных промышленных предприятий времен Советского Союза, где была конвейерная система и тоже тяжелые условия труда. Современная молодежь к такой работе не привыкла. Она хочет много зарабатывать, но при этом тяжело не работать. Но постепенно текучесть кадров на «Фуджикури» уменьшается…

На разных этапах производства придирчивый контроль качества. Выборочно образцы продукции направляют в сертифицированную лабораторию в Германии для углубленной проверки. В Интернете вычитал сообщения, за брак рабочим начисляют штрафы. Это не соответствует действительности. Просто не дают премиальных. Рабочие-начинающие носят на рукавах красные повязки. Это означает, что за их работой должен быть особый контроль… Итак, сколько платят? Не секрет, что зарубежные фирмы приходят в Украину ради дешевой рабочей силы. Сравнительно дешевой. Даже в период обучения рабочие получают 4200 гривен. Зарплата постепенно растет. На контроле качества можно заработать от 7000 гривен… Об оплате инженеров, руководящего состава — информация закрыта… Обеденный перерыв длится 30 минут. Бригады обедают по сменам, как когда-то в больших пионерских лагерях. Обед рабочему обходится в 6 гривен. Еда вполне приличная…

Я посетил «Фуджикуру» вместе с группой профессоров Львовской политехники. Компания заинтересована в научном интеллекте университета для дальнейшего научно-технического прогресса, чтобы выдержать конкуренцию на мировом рынке. Планируют в будущем изготавливать материалы для гибридных авто и электромобилей. Львовской политехнике обещали подарить электромобиль и впоследствии открыть в университете свою учебно-производственную лабораторию.