Новости Запорожья и в Украине

Доживем до следующих коммунальных платежек

13 Декабрь 2016

Комментарии

0
 Декабрь 13, 2016
 0

Почему в Украине в октябре выросли долги за жилищно-коммунальные услуги

Еще до начала отопительного сезона эксперты по вопросам ЖКХ прогнозировали, что в осенне-зимний период в Украине будет всплеск неплатежей за коммунальные услуги. Мол, доходы людей остаются неизменными, а цены прежде всего на продукты и тарифы на жилищно-коммунальные услуги растут не по-детски. Поэтому людям платить не из чего. И вот, кажется, прогноз подтвердился. В октябре украинские коммунальщики недосчитались 1,8 миллиарда гривен, которые люди должны были заплатить за жилищно-коммунальные услуги. То есть долги составляют 43,1% начисленного. В целом же было начислено за коммунальные услуги 6,4 миллиарда гривен, оплачено 3,6 миллиарда. Об этом сообщила и.о. председателя Государственной службы статистики Украины Ирина Жук.

Директор Аналитико-исследовательского центра «Институт города» Александр Сергиенко отреагировал в соцсети на сообщение об увеличении задолженности так: «Это самое большое падение за 12 месяцев, даже в январе (традиционный месяц, когда народ не платит за ЖКУ) заплатили больше — 59%. Задолженность населения последние 12 месяцев выросла на 7,6 миллиарда гривен и в дальнейшем будет расти».

Поддержка — на выбор

Сказать, что по количеству уплаченного это минимальная сумма, нельзя. Ведь если сравнить с аналогичным периодом прошлого года, то тогда было уплачено еще меньше — 3,1 миллиарда гривен. Но и начислено на треть меньше — 4,2 миллиарда. Рост произошел в процентном соотношении. Это относительно показателей по оплате за октябрь.

Если же проанализировать общую сумму средств, которую люди вообще задолжали коммунальщикам, то по видам услуг вырисовывается следующая картина. На конец октября долг по оплате за централизованное отопление и горячее водоснабжение составил 6,1 миллиарда гривен, за газоснабжение — 3 миллиарда, за содержание домов и сооружений и придомовых территорий — 2,5 миллиарда, за централизованное водоснабжение и водоотвод — 1,7 миллиарда, за вывоз бытовых отходов — 0,4 миллиарда, за электроэнергию — 3,2 миллиарда гривен. Получается, поводов сказать «А мы предупреждали!» у тех, кто прогнозировал снижение уровня платежей, более чем достаточно.

Впрочем, на государственном уровне и далеко не вчера сформирована своеобразная система защиты от высоких тарифов: это правительственная программа субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. Что меньшие доходы в семье, то существенно ее поддержит государство в оплате коммуналки. По словам министра социальной политики Андрея Ревы, украинские семьи, которые обратились за правительственной скидкой для оплаты жилищно-коммунальных услуг — субсидию, платят за потребленные газ, тепло, электроэнергию и воду не более 10% совокупного месячного дохода. Средний показатель в Украине составляет 9,97%. Это, как отметил министр, значительная экономия семейного бюджета и действенный защитный механизм от государства в переходный период развития украинской экономики.

Сейчас возможностью оформить субсидии воспользовались более 6 млн. украинских домохозяйств. Средний размер правительственной помощи в оплате коммунальных услуг составляет 1864 гривны. А некоторые семьи получают более 2000 гривен. Те же, чьи доходы не дают права оформить субсидию, но расходы на услуги в зимний период немалые и семье их платить сложно, могут рассчитаться за теплоснабжение в рассрочку. В конце концов, и тем, кто накопил долги за предыдущие периоды, предложена реструктуризация. По данным Госстата, в январе-октябре 2016 с населением было заключено 30,7 тысячи договоров на погашение реструктуризированной задолженности на общую сумму 140,2 миллиона гривен. И уже уплачено 83,2 миллиона.

То есть на государственном уровне предложено несколько механизмов защиты и поддержки, как говорится, на выбор, а люди все-таки накапливают долги.

Оплата за жилищно-коммунальные услуги в ноябре покажет, задолженность за октябрь была ситуативной, или все-таки платежная дисциплина хромает.

В ожидании пересчета

Немало потребителей-киевлян, с которыми мы говорили, замечали, что за октябрь вообще решили не платить за тепло в знак протеста против слишком больших сумм, начисленных в домах без счетчиков. Они ждут пересчета. Еще кое-кто подал документы на субсидию и не платит, потому что не знает, на какую сумму может рассчитывать. Еще кто-то получил платежки с долгами, которых на самом деле нет, и поэтому проигнорировал оплату. Были и такие, что заявляли безапелляционно: по таким ценам не платить, пока не повысят зарплату!

Эксперты же имеют свое объяснение

Роман Бондарук, председатель совета председателей ОСМД города Луцка, первопричиной проблемы считают… именно субсидии.

«Первая причина — это то, что мы тратим из государственного бюджета много средств на субсидии, — отметил он. — И потому, что государство оплачивает субсидии, люди не задумываются ни об оплате потребленных услуг, ни о том, нужно ли экономить энергоносители, они становятся равнодушными».

А Татьяна Бойко, эксперт по вопросам ЖКХ, координатор жилищно-коммунальных программ общественной сети ОПОРА, причин для системной неуплаты видит.

«Думаю, большинство случаев связано с тем, что менялись нормы, подходы и не все было правильно обсуждено с населением, — объяснила она. — Так получилось, что факторов, которые стимулируют задолженность, не так и мало. По долгам за тепло, думаю, причина в том, что многие из тех, у кого нет счетчиков, получили счета с непонятными, слишком большими суммами. Затем эти суммы им обещали перечислить, тем более, что, как вы знаете, изменена методика начислений потребителям, которым подают тепло без счетчика. Поэтому они не спешат платить в ожидании пересчета. По газу, думаю, что причина в том, что несколько раз менялись нормы потребления. Вероятно, что у кого нет средств, сложное финансовое положение. Еще какой-то небольшой процент — то, что связано с техническими вопросами. Например, я и мои соседи столкнулись с тем, что не могут заплатить по интернету через ГИВЦ, потому что там что-то не работает. Еще одна проблема — огромные очереди в центрах по оказанию услуг, обслуживания потребителей. Когда огромные очереди и система должным образом не работает, много жалоб и недоразумений — это тоже влияет на платежную дисциплину».

С Татьяной Бойко соглашается эксперт по вопросам ЖКХ доктор наук по государственному управлению Наталья Олейник. Она также говорит, что объективных условий для увеличения задолженности нет, государство сделало все, что смогла, для защиты малообеспеченных.

«Во многом на задолженность повлияла политическая составляющая, — отметила она. Если по телевизору некоторые политики рассказывают, что тарифы несправедливы, то многие, послушав такое, не хочет платить, потому что думает, а вдруг что-то изменится, то вернут. Государство разработало эффективную программу защиты людей через субсидии, и те, кто их оформил, платят свою долю. Если проанализировать неплатежи, то не платят не те, кто не могут платить. Не платят обычно те, у кого по 5-10 квартир. Конечно, тариф должен быть обоснованным и газ должен стоить сколько, сколько он стоит, ведь цена на него рыночная. Если предприятие, например, печет хлеб, то мы покупаем его, несмотря на цену, потому что потребляем. А здесь почему-то считается, что тарифы должны выполнять социальную функцию. И даже по тем тарифам, что есть, не считаю, насчитывающих очень большие суммы. Например, нам с 17 октября насчитали 426 гривен. Если за месяц будет 800-900 гривен за газ, то это не так страшна сумма для работающих. А вообще надо думать, как уменьшить потребление. Надо говорить с людьми. Объяснять, почему так и что делать».

Мотивы для энергосбережения

Эксперты высказали свое видение того, что делать, чтобы в дальнейшем долги не только не росли, но и уменьшались, и не в ущерб коммунальному комфорта. Здесь их мнения во многом сходятся.

«Прежде всего нужно предусмотреть больше средств на энергосберегающие мероприятия. А субсидии монетизировать, чтобы человеку или предприятию предоставлять их деньгами, а не так, как сейчас. Тогда люди задумаются об уменьшении энергопотребления. Потому что нынешняя ситуация совсем не мотивирует людей, делает из них равнодушных к тому, сколько они потребляют, сколько это стоит. Знают, что государство за них заплатит, — говорит Роман Бондарук. — Должна быть ответственность. Разумеется, нужно работать в законном русле. Закон и сегодня позволяет взимать с людей долги. Просто он не работает, и люди понимают, что в них никто не отнимет телевизор или квартиру. А в Луцке уже есть пример, что за долги по коммунальным услугам забрали квартиру, продали, рассчитались с долгами, а остальные средства отдали людям. И это дало эффект. Сейчас в Луцке 97-98% люди платят за коммунальные услуги. Если есть долги, то не очень большие».

Татьяна Бойко отмечает, что в домах, где создано ОСМД и люди понимают, за что платят, долг не превышает 5%. Если больше, то это свидетельствует о том, что председатель ОСМД плохо работает.

«В целом 80% должников начинают должным образом платить, если с ними провести работу. Системно это можно решить тогда, когда будут рынок, управляющие компании и когда они наладят системную работу с потребителями. Но когда это будет — трудно спрогнозировать. Также должна быть пеня за несвоевременную уплату, возможно, символическая, одна сотая или тысячная процента — для тех, кто думает: я не заплачу и мне за это ничего не будет. Институт местного развития в свое время проводил исследования и выяснил, что только 20% должников — злостные неплательщики. К тому же, это не бедные люди, — говорит эксперт. — И здесь нужен не только пирог, но и кнут. Должен быть механизм взыскания имущества, то есть принудительная продажа квартиры за долги. Но только в крайних случаях. Например, в соседней Польше за все время было только два таких случая, в Литве — четыре. Но люди должны чувствовать ответственность за своевременную оплату».

По мнению Натальи Олейник, лучше защитить себя потребители смогут сами, уменьшив потребление энергоресурсов.

«Есть правительственные программы по энергоэффективности, и практика показывает, что люди уже заинтересовались ими. Если бы мы проводили масштабную работу по уменьшению потребления, нас бы не интересовала цена на газ. Мы работаем в рыночных условиях, поэтому должны понимать, что цены не будут такими, как были, когда отрасль дотировали на 90%. Итак, должны что-то делать, чтобы минимизировать эти потери. Если тариф большой, то получается, что мы в дома через окна, стены, двери теряем тепло. Когда мы в свое время нарабатывать программу коммунальной теплоэнергетики, то выяснили, что тепло теряется не только на этапе его производства и транспортировки, а это примерно 3,5 миллиарда кубов газа. А еще до 70% теряется в доме, это около 10 млрд. кубометров голубого топлива. Так сколько газа, а следовательно и денег, тратится впустую? Людям нужно объяснять, что они должны сделать для собственной же выгоды. Кстати, там, где мэры заинтересованы во внедрении энергосберегающих мероприятий, где они проводят работу с людьми, уже видим хорошие результаты».

Получается, что ситуация с задолженностью населения за коммунальные услуги не так уж плоха. И в октябре она в значительной степени обусловлена ​​путаницей, которую спровоцировали сами коммунальщики, выставив в счета за тепло без счетчика заоблачные суммы или отправив некоторым получателям жилищных субсидий платежки с задолженностью за тепло, газ или электроэнергию. Поэтому, возможно, стоит дождаться платежек за следующий месяц, и тогда будет понятно, задолженность за октябрь была ситуативной, или все-таки платежная дисциплина хромает. А коммунальщики тоже должны быть ответственными и дисциплинированными: хотят, чтобы люди исправно платили, сами не должны допускать сбоев.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

(Spamcheck Enabled)