193050-800x600Водители и сотрудники ГАИ видят тюнинг совершенно по-разному. Впрочем, и в рядах ГАИ единства нет: в то время, пока руководство ГАИ никак не может объяснить, какой тюнинг допустим, а какой нет, инспекторы на линии всегда знают, что нельзя изменять на автомобилях. Какова же официальная версия ГАИ?

В то время как инспекторы ГАИ неизменно пытаются придраться к любому «улучшайзингу» автомобилей, официальные чины ГАИ столь же активно открещиваются от любых попыток водителей получить официальное объяснение о том, что можно улучшать на автомобилях, а что нет.

Нормативно данный вопрос совершенно не урегулирован, но к этому никто и не стремится. Ведь, чем больше неопределенности, тем легче «ловить рыбку в мутной воде». Просто, угрожая штрафами, водителей побуждают к тому, чтобы те отнюдь не бесплатно перерегистрировали свои автомобили в целях внесения в свидетельства о регистрации информации о тех или иных изменениях, большая часть которых на самом деле перерегистрации не требует.

Мы попытались получить официальные разъяснения по поводу того, какой тюнинг разрешен, а какой нет, на что необходимо получать предварительное разрешение и что требует последующей регистрации в МРЭО. Увы, что данная попытка стала успешной лишь частично. В ГАИ хоть и согласились изложить свое видение проблем тюнинга, но сделали это крайне неохотно, и только в неофициальной беседе, попросив не ссылаться на источник информации. Впрочем, и на этом спасибо.

Все по закону

Итак, проблему тюнинга на сегодняшний день можно рассматривать сразу в нескольких аспектах.
С точки зрения законодательства тюнинга как такового не существует, а есть лишь определенные изменения конструкции транспортного средства или его внешнего вида. При этом одни изменения допустимы без каких­либо ограничений, другие требуют разрешения и, соответственно, их необходимо вписывать в графу «Особые отметки» свидетельства о регистрации, а третьи и вовсе запрещены.
Правда, немалая часть тюнинга внешне незаметна, поэтому выявить его достаточно сложно, а иногда без специального оборудования просто невозможно. Поэтому в ГАИ считают, что автовладельцы должны тюнинговать автомобили в пределах норм и требований, установленных законодательством. Подобные нормы предусмотрены Правилами дорожного движения, в п. 31.1 которых сказано, что техническое состояние транспортных средств и их оборудования должно отвечать требованиям стандартов, касающихся безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды, а также правил технической эксплуатации, инструкций предприятий-изготовителей и другой нормативно-технической документации. Прежде всего речь идет о ДСТУ 3649-2010 «Колесные транспортные средства. Требования по безопасному техническому состоянию и методы контроля», а также о Законе «О дорожном движении», где дано понятие переоборудования и сказано, в каком случае для этого необходимо получать разрешение завода-изготовителя.

Так принято

Естественно, больше всего разногласий с ГАИ вызывает видимая часть тюнинга — изменение окраски автомобиля и его отдельных частей, установка дополнительных элементов, а также световых приборов, либо изменение имеющихся. Именно на этом мы и остановимся в первую очередь.
В соответствии с действующими нормативами допускается покрывать не более 40% поверхности транспортного средства другими цветами и изображениями. Обычно это трактуется как реклама. Что же касается оклейки автомобиля пленкой, то здесь все также упирается только в ее цвет. По неофициальной практике МРЭО определяется один основной цвет автомобиля, который и вписывается в свидетельство о регистрации. Но назвать какие-то нормативные основания подобной практики пока никто не смог.

Отвечает водитель!

Пожалуй, самым серьезным тюнингом (а вернее, переоборудованием) в ГАИ считают замену бампера (например, установка на «копейку» бампера от «шестерки») и утверждают, что данное изменение внешнего вида необходимо вносить в графу «Особые отметки» свидетельства о регистрации. Хотя ни одним нормативным документом подобное не предусмотрено.
Касательно же других внешних изменений — например, установки нештатной решетки радиатора, расширенных колесных арок и антикрыла — однозначного мнения нет даже в ГАИ. Одни утверждают, что это необходимо регистрировать, другие считают, что не нужно. По мнению последних, за безопасность подобных переделок отвечает водитель — они должны быть надежно закреплены и травмобезопасны для пешеходов, что регламентируется Правилом ЕЭК ООН №26.