Среднестатистический автовладелец тратит на содержание автомобиля около 20 тыс. грн. ежегодно. Да-да, именно такая сумма вытекает из кармана на топливо при годовом пробеге в 15 тыс. км, а также на техобслуживание, замену резины и прочие мелочи. Дорого? Бесспорно. Да еще и не добавляет пользы окружающей среде. Другое дело электромобиль: не чадит, не рычит и почти не ломается. Однако авто на электрической тяге пока что остается экзотикой даже в развитых странах, не говоря уж об Украине, где в общей сложности по дорогам колесят лишь около 400 электрокаров. Но их число растет лавинообразно.

Тихо, не спеша

Электромобиль Renault Zoe

Электромобиль Renault Zoe

Двигатель электромобиля хорош всем: работает тихо, не требует регулярной замены масла, не капризничает из-за качества топлива, не угрожает чистоте воздуха, в конце концов. Однако недостаток все же есть. Силовые агрегаты серийных электрокаров зачастую имеют недостаточную мощность. Около 10-20 кВт, что в переводе на лошадиные силы равно 13-26 единицам. При таких параметрах максимальная скорость автомобиля не превысит 50-70 км/ч. Например, подобными характеристиками обладают авто начального уровня от производителя Selena. Модель ЕС-4 оснащается мотором мощностью 5 кВт, модели ЕС-5 и ЕС-6 — двигателем 4 кВт. И электромотор, в отличие от ДВС-аналогов, дает постоянный крутящий момент, что позволяет ему быстро и плавно набирать скорость. Если хочется чего-то более «шустрого», нужно смотреть на авто «брендовое» и классом повыше. Например, на Nissan Leaf, который способен развивать скорость в 150 км/ч. Либо хетчбэк Renault Zoe, который без проблем разгоняется до 135 км/ч. А произведшему фурор Tesla могут позавидовать даже известные спорткары. Tesla Model S имеет движок мощностью до 416 л. с. и скорости 100 км/ч достигает всего за 4,2 секунды. Второй важный показатель — запас хода. Иными словами, расстояние, которое автомобиль может пройти без подзарядки от розетки. Как правило, одного заряда аккумулятора хватает на 150-250 км. Редкие автомобили могут похвастаться запасом хода на 300 км и больше. «Хотя нужно учитывать, что этот параметр относителен. Если давить педаль газа с особым упорством, аккумулятор разрядится в полтора-два раза быстрее» — гласит реклама в поездах Интерсити Hyundai по Украине http://transcity.com.ua/menus/view/reklama-v-poezdah-elektrichkah. В остальном же автомобили с электродвигателями не отличаются от своих собратьев с двигателями внутреннего сгорания. Та же подвеска, те же дисковые или барабанные тормоза, а также привычное убранство салона: стеклоподъемники, усилитель руля, кондиционер, подогрев сидений, мультимедиа-система. Кстати, педаль сцепления у электрокаров отсутствует, поскольку надобность в коробке передач как таковой отпадает. Ее заменяет электронный или электромеханический аналог АКПП.

Обслужат по полной

У любого потенциального покупателя электромобиля возникнет резонный вопрос: где его обслуживать и заряжать? Специализированных точек подзарядки авто в Украине пока что единицы. Таковые существуют на некоторых АЗС сетей WOG и ОККО. Подобные станции обладают мощностью, которая позволяет зарядить аккумуляторы автомобиля на 80% приблизительно за 30-40 минут, в зависимости от их емкости.

Однако полный цикл заряда стандартно составляет 6-8 часов. Поэтому основным способом «заправки», как ни странно, пока что остается обычная бытовая розетка на 220 В.

«Например, вернулся с работы домой — поставил авто на зарядку. Да и при желании можно подзаряжать батареи в течение дня, выезжая на встречи в город. Я, например, бывает, заряжаю авто в магазинах и кафе», — делится опытом директор завода «Титан» Александр Туз.

Сервисная сеть для электромобилей тоже становится все шире. В Киеве, к примеру, авто можно обслужить и отремонтировать на «АвтоИР — К», в автокомплексе «Универсал» или у ЧП «Автоинтерсервис». Предоставляют подобные услуги и СТО, которые являются представителями Renault, Mitsubishi и Nissan.

Почти не тратимся

Импортеры и производители заявляют, что ломаться в электромобилях нечему.

«Техническое обслуживание электромобиля сводится к проверке состояния ходовой и замене, в случае необходимости, деталей как у обычного авто. А первые 10-20 тыс. км для электрокара обходятся в 200-300 грн. в связи с заменой тормозных колодок», — рассказывает коммерческий директор «БИО Автомотив»

Сергей Богуш. Сам мотор обслуживания как такового не требует. По словам Александра Туза, его диагностика проводится приблизительно каждые 40 тыс. км. По грубым подсчетам, это не чаще, чем раз в 34 года. Ресурс аккумуляторных батарей (как правило, это гелевые аккумуляторы) тоже немалый, от 1000 до 3000 зарядок/разрядок. То есть в идеале они прослужат не менее 100 тыс. км, или минимум 10 лет. Только вот с поставками самих запчастей могут быть перебои. По словам дилеров, срок ожидания необходимых деталей может достигать двух-трех месяцев. И это действительно проблема. Хотя и на это можно закрыть глаза, учитывая экономичность электромобиля. Потребляемая рядовым электрокаром во время зарядки энергия обходится в 10-15 грн. То есть 100 км пути обходятся в 15 раз дешевле, чем для владельца обычного автомобиля, который на каждую «сотню» тратит топлива на сумму в 150-200 грн. В год затраты на электрокар составят лишь 1500-2000 грн.

Однако пока в Украине не появится полноценная инфраструктура для поддержки электромобилей, этот тип транспорта так и останется уделом энтузиастов. Ведь даже если без топлива глохнет обычный автомобиль, всегда можно попросить у сочувствующих пару литров бензина. Электрокар же придется грузить на эвакуатор и транспортировать к ближайшей точке подзарядки.

Итого: с большой долей вероятности 2015 год станет переломным — электроавто станут заметными в трафике, инфраструктура для них, появится, цена покупки и стоимость владения снизится.