Далеко не каждый автовладелец знает, что очень часто аварии случаются по причине неправильного подбора и эксплуатации шин. Особенно в холодное время года. От чего конкретно? Например, из-за вовремя не проведенной замены летней резины на зимнюю. Или в связи с тем, что шины изношены либо попросту не соответствуют техническим характеристикам автомобиля. Кроме того, халатное отношение к «обуви» автомобиля зимой может повлечь за собой штраф от гаишников и даже отказ в выплате по полису КАСКО — если машина застрахована. Поэтому к выбору шин и их эксплуатации нужно подходить особо тщательно.

Рисунок или шип

Отличие зимних шин от летних

Отличие зимних шин от летних

Зимнюю резину условно можно поделить на три класса: классическую или с «рифленым» протектором различных рисунков и конфигураций, шипованную и всесезонную. Третий вариант отметаем сразу, поскольку пресловутая «всесезонка», столь почитаемая экономными автолюбителями, в условиях украинских зим себя совершенно не оправдывает. Она подходит для температурного режима «около нуля», то есть для мягкой зимы в Западной Европе. Но при наступлении настоящих морозов она дубеет, как и летние шины. И автомобиль в критической ситуации становится почти неуправляемым.

Зимние шины отличаются, прежде всего, рисунком протектора. Он может быть направленным (канавки и шашки расходятся «елочкой» симметрично от середины протектора) и ассиметричным (канавки и шашки расположены вразнобой). Направленные шины имеют лучший отвод воды, снега, грязи, имеют невысокий уровень шума. Ассиметричный рисунок протектора позволяет реализовать разные свойства в одной шине. Например, наружная сторона имеет лучшее сцепление с сухой дорогой, а внутренняя — с мокрой.

Шипованная резина значительно улучшает поведение автомобиля в сложных дорожных условиях. Например, на скользкой дороге шипы сокращают тормозной путь на 30-50%, на снегу на 5-10%. Но вот при постоянной езде по относительно чистому асфальту такие шины не очень хороши. Во-первых, они шумят, во-вторых, даже увеличивают длину пути авто при резком торможении. Если же и брать шипованную резину, то исключительно заводского производства. Да, некоторые умельцы на шиномонтажах предлагают установку шипов самостоятельно. Но в таком случае велик риск, что на скорости шипы попросту вылетят, превратившись в пули для едущих позади автомобилей.

Учимся читать

В выборе резины не стоит всецело полагаться на советы продавца, ибо его задача — сбыть товар. Даже если он не соответствует потребностям покупателя. Поэтому лучше самому уметь расшифровывать маркировку, которая наносится на внешнюю сторону шины.

Прежде всего, это размеры. И если для летней резины минимальные отклонения допускаются, то зимняя должна садиться на диск как влитая. Ведь в том случае, когда шина шире, чем нужно, увеличивается площадь контакта с дорожным покрытием. А значит, вырастает тормозной путь, усиливается аква-планирование (скольжение шины по водяной пленке, покрывающей дорожное полотно). Также на шине указывается дата производства. Приобретать резину, которая сошла с конвейера больше 6-12 месяцев назад, — не лучшая идея. Да, такие колеса магазин вполне согласится продать со скидкой, но они уже могут иметь микротрещины из-за неправильных условий хранения, что на дороге вылезет боком. Не менее важный индикатор — индекс скорости. Он сообщает о том, при какой максимальной скорости движения шина будет выполнять свои функции и не даст автомобилю улететь в кювет. Этот индекс имеет буквенное значение. К примеру, Q обозначает, что на данной шине можно ездить на скорости до 160 км/ч, H — максимальную скорость 210 км/ч, Т — 190 км/ч, V — 240 км/ч, W — до 270 км/ч. Понятно, что быстрее 160-180 км/ч ездить по украинским дорогам мало кто решается, но нагрузки на украинских дорогах — они очень отечественные, что стоит учесть при выборе шин по критерию «индекс скорости». Также на резине должна быть маркировка, для каких именно погодных и дорожных условий она предназначена. Ведь понятие «зимняя» — очень растяжимое. Например, индекс M+S (M&S) говорит о том, что шины предназначены для езды вне асфальта, либо же по асфальту с грязе-снего-вой кашей. AS, Any Season, R+W, AW, A.G.Т. — все это варианты обозначения всесезонной резины. Rain, Aqua, Water, Aquatred, Aquacontact либо нарисованный зонтик означают, что шина обеспечивает улучшенный отвод воды. То есть подходит для сырой местности и мокрых дорог. И только снежинка на боковой поверхности покрышки либо надпись Winter указывают на зимние свойства резины.

Точно вовремя

Вопрос переобувания волнует каждого автовладельца. Большинство, как правило, тянет до первого снега, а затем выстраивается у СТО в дружные очереди. На самом же деле оптимальная среднесуточная температура, когда нужно менять шины, колеблется в пределах 7-8 градусов тепла. Ниже этой отметки летняя резина в буквальном смысле «дубеет», и автомобиль теряет устойчивость на дороге. Зимние шины мягче, поэтому их установка улучшает сцепление с дорожным покрытием даже при отрицательных температурах.

Кстати, некоторые автолюбители пытаются обойтись на зиму двумя сезонными покрышками, оставляя на второй паре летние шины. Но если для переднеприводных авто такой подход может быть хоть как-то оправдан (но все равно не рекомендуется!), то для полно или заднеприводных категорически запрещен. Равно как и установка резины после серьезных повреждений. Мороз, снег и реагенты, которыми посыпают дороги, ускорят разрушение шин, и все прошлые «болячки» моментально проявят себя. Что касается производителей и цен, то все зависит от параметров шин, их свойств, а также предпочтений автовладельца. Наиболее бюджетные варианты позволят обуть автомобиль на зиму по цене от 400-500 грн. за колесо. Они с избытком представлены в ассортименте отечественной Rosava, чешской Barum, польской Debica или белорусской «Белшина». Самые именитые производители — Pirelli, Yokohama, Goodyear, Michelin, Nokian, — просят за свою продукцию в разы больше. То есть за комплект шин придется отдать 6-8 тыс. грн. И насколько оправданной станет такая покупка, покажет лишь практика. Посередине между масс-маркетом и самыми именитыми расположились, к примеру, корейские бренды — своего рода компромисс между бюджетными ограничениями и желанием быть абсолютно уверенными в своем авто.