Владельцы автомобилей с иностранной регистрацией годами добиваются, чтобы государство отменило норму закона о пятидневном пересечении границы.

В Ужгороде владельцы автомобилей с иностранной регистрацией блокировали границу со Словакией. На этот раз они протестовали против нововведения Закарпатской таможни по неприятие во внимание справок с СТО по ремонту таких автомобилей и, соответственно, наложения на автомобилистов штрафа в размере от 3400 до 8700 гривен. После суток блокады протестующие, власть и представители таможни сели за стол переговоров, чтобы решить проблему. Граница была разблокирована. Однако волна недовольства перекинулась на Львовщину.

Чего добились «автоиностранцы» и чего достигли акцией протеста?

Общественная организация «Западная ассоциация владельцев транзитных авто («ЗАВТРА») заранее анонсировала сбор автомобилистов с иностранными номерами, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию со справками с СТО и вообще с так называемыми «пересечками» границы каждые 5 дней. Около 80 автомобилистов собрались на площадке возле центрального стадиона «Авангард». Организаторы предложили пойти к руководству Закарпатской таможни, к председателю ОГА и требовать решения наболевших вопросов.

Однако часть присутствующих высказалось за более радикальные действия. Решили блокировать границу. КПП «Ужгород — Вишне Немецкое» заблокировали около 11.00. Пропускали только путешествующих с детьми, тех, кто имел билет на самолет или на поезд, или пожилых людей.

Толпу развеселила грузовик «Рошен», которая везла конфеты в Словакию. Автомобилисты шутили, мол, президент прислал им сладкую помощь. Грузовик, конечно, не пропустили…

Председатель ОО «ЗАВТРА» Павел Белецкий рассказал, что в Украине (в основном в приграничных с ЕС областях) есть около 450-500 тысяч (!) автомобилей с иностранной регистрацией. По вопросу справок с СТО, которые с недавних пор не принимает таможня, то это стало лишь дополнительным поводом для акции протеста. Сейчас уже сложено немало протоколов на автовладельцев, которые не вывезли свои авто за таможенную территорию Украины в установленный пятидневный срок. Штрафы за это немалые: от 3400 до 8700 гривен. Поэтому истинные причины недовольства автомобилистов — нежелание центральных органов власти и центрального офиса ДФС обращать внимание на проблему этих автомобилистов и изменить идиотский закон.

«В 2013 году в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №4341 об увеличении сроков пребывания автомобилей с иностранной регистрацией с 5 до 30 дней, — говорит Павел Белецкий.

— Он даже не прошел обсуждение в комитетах. Затем такой же проект зарегистрировал под другим номером львовский нардеп Дубневич. В конце прошлого года его в профильном комитете «зарубили» нардепы от «взаимопомощи». На этих популистских документах пиарились и некоторые наши закарпатские нардепы. Толку от этого никакого. Сейчас закарпатский нардеп Роберт Горват зарегистрировал законопроект об уменьшении акциза на ввоз таких авто, но в его случае речь идет только об автомобилях, которые соответствуют стандарту Евро-5, то есть выпущенные после 2009 года. Такие авто могут себе позволить далеко не все.»

По мнению Павла Белецкого, такое игнорирование проблемы связано с тем, что руководство государства, в том числе и президент, имеет свой интерес в отечественном автопроме. Например, завод «Богдан» выпускает автомобили «Дачия». Но всем понятно, что автомобили, скажем, немецкого производства, даже 10-летней давности, является более качественными, чем отечественные авто.

После акции в Закарпатской ОГА состоялись переговоры с активистами. Решили вопрос с справками с СТО вернуть в старое русло и создать рабочую группу для наработки законодательных инициатив в Верховной Раде. Было принято решение пойти по пути законодательной инициативы по временному ввозу авто с иностранной регистрацией сроком на год без уплаты пошлины и других платежей. Сейчас такое право в Украине только иностранцы. Чтобы уравнять права украинцев с ними, решено внести изменения в дискриминационной статьи 380 Таможенного кодекса Украины. К этому в пояснительной записке предложено научное, статистическое профессиональное обоснование на четыре страницы.

Львовский главный таможенник имеет собственный законопроект о льготном растаможивании авто…

12 марта менее масштабная акция протеста автовладельцев (в основном с польской регистрацией) состоялась во Львове. Как рассказали руководители подразделения ГО «ЗАВТРА» на Львовщине Роман Тузяк и Станислав Бучацкий, во Львове возле «МЕТРО» на акцию приехало около 30-40 автомобилей. Они отправились ко Львовской региональной таможни. У самого сооружения была перекрыта дорога.

Автомобилистов пригласили в зал заседаний для диалога. Активисты вручили руководству письмо с просьбой поддержать требования закарпатских автомобилистов. Начальник таможни Левко Прокипчук рассказал, что не верит в принятие того законопроекта, который наработан в Закарпатье. Мол, украинское автолобби не даст ходу этой инициативе. По справкам с СТО, то ситуация на Львовщине останется та же, что и недавно: их здесь будут принимать только при условии предварительного написания заявления о поломке автомобиля.

Главный таможенник Львовщины сообщил, что имеет собственный законопроект о льготном растаможивании авто и может предложить его лоббирование через знакомых нардепов. Для урегулирования всех этих вопросов договорились о «круглом столе» с таможенниками и пограничниками и совместную встречу с председателем Львовской ОГА.

Между тем «автоиностранцы» ждут судьбу разработанного в Ужгороде законопроекта об увеличении до года срока пребывания на территории Украины автомобилей с иностранной регистрацией, который, по словам председателя Закарпатской ОГА Геннадия Москаля, может снять напряжение не только среди автовладельцев, но и среди таможенников и пограничников.