Вводный курс

Заднеприводный велосипед, в отличие от аналогичного автомобиля, более покладист в управлении: даже слабенькие электромоторчики способны легко сорвать переднее ведущее колесо в пробуксовку на старте, а заднее колесо велосипеда обычно куда лучше пригружено — соответственно, и трогание ровнее, и на крутых подъемах сцепление надежней. Правда, в грязи и снежной каше, а еще на льду задний велопривод ведет себя так же коварно, как и автомобильный, — здесь однозначно преимущество у переднего мотор-колеса. Отсутствие у велосипедов подвески означает большую нагрузку на спицы колеса при заднем приводе, однако при переднем сильнее нагружена вилка. Ну и, наконец, переднее колесо снабдить мотором значительно проще, чем заднее — особенно на спортивных или горных велосипедах.

Мотор-колеса

electro-velosipedМотор-колеса продаются как в виде ступиц, так уже готовыми колесами со спицами и ободом. Ступицы можно смонтировать на «родной» обод велосипеда, что позволит избежать проблем с разностью диаметров колес — но спицы (от 3 до 5 грн за штуку) придется заменить на более короткие. Ступичное мотор-колесо обойдется от 1500 до 2200 грн (в зависимости от мощности двигателя), собранное на ободе со спицами ненамного дороже — можно найти от 1600 грн.

Поскольку ступица мотор-колеса по шире обычного, то при установке на обычный велосипед спереди часто требуется заменить вилку — но и это при нынешнем предложении нетрудно.

Виды аккумуляторов

Чтобы мотор крутился, ему нужна энергия — из аккумулятора. Наиболее распространенные и самые дешевые (от 200-250 грн) — свинцовые. Они вдобавок и самые тяжелые, но зато и срок службы у них наибольший: 5 и более лет и как минимум 300 циклов зарядки-разрядки. Ставят их обычно на багажник, реже — крепят к раме. Литий-ионные аккумуляторы в разы легче и куда компактней, что позволяет разместить их на месте фляжки для воды. Но живут они не долее 2-3 лет, хотя и выдерживают не менее тысячи зарядных циклов. Омрачает цена: дешевле 3000 грн нам найти не удалось. Самые модные нынче — литий-железофосфатные: от 10 лет жизни и 2000 циклов заряда (даже по вредным ускоренным циклам), превосходная взрывобезопасность. Одна беда: стоит такой аккумулятор, считай, дороже всего остального электробайка — от 5000 грн.

Контроллеры

Объединяет мотор, аккумулятор, а заодно и седока управляющий блок -контроллер. Все современные «мозги» поддерживают рекуперацию — это значит, что при торможении и движении накатом немножко энергии вернется в аккумулятор. За контроллеры просят от 400-500 грн, но к ним еще понадобится фурнитура — ручки акселератора и тормозов с датчиками отключения мотор-колеса (по 100-150 грн) и набор проводов (20-50 грн).

Где купить?

Все эти компоненты можно подобрать по отдельности — в зависимости от бюджета и громады конструкторских планов. А можно и купить готовый электронабор, в котором уже оптимально (конечно, по мнению производителя) собраны все необходимые комплектующие, включая даже сумку и «зарядку» для аккумуляторов — правда, сами элементы питания в поставку не входят. У готового набора есть по меньшей мере два весомых плюса: как правило, все его части изготовлены одной фирмой (а значит, почти исключен риск конфликтов «моя твоя не понимай»), а еще в комплекте имеется подробная иллюстрированная инструкция по сборке. Цена набора, напомним, без аккумуляторов, — от 2100 до 4000 грн. Кстати, в китайских интернет-магазинах все это добро можно купить значительно дешевле.

Выводы

Итак, причаститься к миру современной экологичной техники можно, имея старый велосипед, пару тысяч гривен и пару-тройку свободных вечеров. Вот если бы еще так же просто было рассекать на мирном двухколесном аппарате по улицам украинских городов — с напрочь отсутствующей велоинфраструктурой… Но это уже совсем другая история.