Электромобиль в Украине: это миф или реальность, за создание которого просят 3,2 млрд. грнЗа два года украинские автозаводы должны получить на развитие 6,2 млрд. грн. Примерно половина пойдет на организацию производства электромобилей.

Такая сумма заложена в государственной программе активизации развития экономики на 2013-2014 гг.

Это беспрецедентная сумма, но непосредственно из бюджета на автопром потратят всего 197,8 млн. гривен. Это средства на закупку школьных автобусов в 2013 году и авансовый взнос на закупку авто для инвалидов. Еще 148 миллионов ляжет на местные бюджеты (в основном, на те же школьные автобусы), а остальные миллиарды будут привлекать сами автопромышленники в виде кредитов.

Автопроизводители попытались заложить в программу все свои самые перспективные проекты, на которые бы хотели получить деньги или хотя бы гарантии от государства. Ничего радикального эксперты в этом документе не увидели, за одним исключением – 3,2 млрд. гривен планируется привлечь на организацию производства литий-ионных аккумуляторов и даже сборки электромобилей на мощностях Днепропетровского машзавода. Автоцентруточняет, что это будут не бюджетные деньги, а средства, как сказано в документе, «полученные из других источников, в том числе привлеченные под государственные гарантии». Об этом проекте пока мало кто слышал, не говоря уже о каких-либо прототипах.

Остальные же проекты хорошо известны. Так, КрАЗ намерен привлечь 39 млн. гривен для организации производства автомобиля Н12.2. для коммунальщиков и тем самым увеличить выпуск подобной техники до 1000 единиц к 2019 году. Отметим, что речь идет не о закупках, а о финансировании разработок и организации производства. В данном случае, государство поступает разумно, так как стимулирует потенциальное увеличение производства, но не из собственного кармана, а привлекая кредитование извне.

Запорожский автозавод планирует привлечь 2 млн. гривен на создание автомобиля скорой помощи, который планируют выпускать в объеме 300 единиц в год, а также санитарного автомобиля в тех же объемах. Также в два миллиона гривен оценивают работы по организации производства коммерческого фургона на базе ЗАЗ Vida, который затем планируют выпускать в объеме 3000 единиц в год и экспортировать в Россию.

Завод Богдан в рамках программы своих перспективных проектов не обнародовал, не слышно о новациях и Еврокара. ЛАЗ, БАЗ, ЧАЗ и другие автобусные заводы также не обнародовали свои перспективные планы и объемы финансирования под них.

Из этого следует вывод, что либо к включению проектов в программу были допущены не все производители, либо им нечего было включать, или сложно доказать целесообразность проекта. Как бы там ни было, но особо революционных новинок от украинских автозаводов в 2013-2014 гг мы не увидим. Если они не привлекут новые технологии или партнеров.