Tesla Model XВ этом году у предпринимателя Константина Евтушенко случилось озарение — он четко осознал, что будущее автопрома — за электричеством, а не бензином, газом или дизельным топливом. Теперь 30-летний бизнесмен Евтушенко активно скупает на евро. К массовому убийству традиционных автомобилей готовится и Арсений Абдураимов, основатель компании Био Автомотив. Он нашел инвесторов из стран называемой азиатской тройки — Гонконг, Китай, Тайвань. Вместе с ними он планирует в ближайшие полгода развернуть в Киеве сети электротакси и электрозаправок.

Все участники процесса кивают на международные тренды — восторгаются США, умиляются Эстонией, без ума от Норвегии, где уже каждый третий автомобиль ездит на электротяге. «Сегодня практически все автопроизводители работают в сегменте развития электромобилестроения»,- заключает Абдураимов.

Пионеры электропробега

Tesla Model SТихий уголок Киева в частном секторе Куреневки. Даже в этой тишине не слышно, как Абдураимов подъезжает на своем электрокаре. Внутри машины — тоже тишина. Шуметь просто нечему — колеса в движение приводит электродвигатель.

При очевидных преимуществах электромобили часто критикуют за небольшой запас хода. Заряда батареи самой простой модели хватит на 100 км. Nissan Leaf или, например, Renault Fluence пройдут в полтора раза больше, a Tesla — втрое. Но Абдураимов считает, что в городе этого вполне достаточно. Ведь 90% автолюбителей, если это не связано с их работой, редко в течение дня проезжают больше.

Вера в светлое будущее электрокаров пришла к нему после первых поездок в поисках электрокаров в США и Японию. Но тамошние образцы еще слишком дорогие для украинцев. Японцы посоветовали обратить внимание на Индию. Здесь цены тоже оказались относительно высокими — от $25 тыс. Бензиновый аналог электромобилей стоит в несколько раз дешевле. Тогда Абдураимов полетел в Китай, где посетил 12 автозаводов. В интернете он наткнулся на производителя электрокаров из Гонконга — Bio Auto. Цена и качество сложились в идеальную пропорцию — $14 тыс., это уже конкурентная стоимость в массовом сегменте. С этим автопроизводителем он и связал свой бизнес, открыв представительство в Украине.

Примерно в это же время рынок электрокаров открыл для себя и Евтушенко. Теперь он один из самых активных промоутеров развития электромобильного движения в Украине. Для их популяризации организовывает тест-драйвы в Киеве и Львове.

Один из них 7 сентября на Трухановом острове (Киев) посетил автолюбитель, художник Сергей Поярков. Он долго всматривается в отъезжающий автомобиль Nissan Leaf.

Евтушенко ловит его удивленный взгляд, улыбается и говорит: «Сережа, это самка»,- ироничный намек на то, что из-под колес электромобиля не торчит выхлопная труба. У него нет двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Нет топливного бака, да и топлива тоже нет. Двигатель в движение приводит электробатарея.

Поярков задумался над экономией процесса. Четыре месяца назад эпатажный художник пересел на прожорливый Lexus, проехал на нем уже 10 тыс. км, сжег почти 2 т бензина на сумму 30 тыс. грн. За три года активной езды затраты выливаются в $20-25 тыс.- стоимость нового Renault Fluence. Поярков говорит, что пора и ему к своему автопарку из четырех автомобилей добавить электромобиль. Евтушенко уверен, что скоро к такому решению придут тысячи украинских автолюбителей.

Ожидание роста продаж электромобилей упирается в проблему дефицита стационарных зарядных станций. Сергей Байдачный, заместитель директора по продажам компании Торговый дом НИКО (импортер Mitsubishi) задается вопросом: «Что же первично? Нет зарядных станций — нет машин. Нет машин — нет зарядных станций». Евтушенко и Абдураимов знают, как разорвать этот порочный круг.